03.06.2012 |

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ремесла Кубани»

Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Ремесла Кубани»
Программные задачи:
- рассказать о ремёслах кубанских жителей;
- познакомить детей с ремеслами Кубани: гончарным и кузнечным делом, лозоплетением, ткачеством, кубанской народной вышивкой.
- продолжать учить согласовывать существительные с глаголами прошедшего времени в роде.
- упражнять в образовании относительных прилагательных, в понимании и активном употреблении предлогов в, на.
- воспитывать гордость и чувство патриотизма за свой край, уважение к труду людей.
Оборудование: картинки с изображением тружеников Кубани, предметы быта в картинках (плетеные корзинки, гончарные изделия, вышитые полотенца и т.д.).
Содержание работы.
1. Организационный момент. Ответить на вопросы:
- Чем занимаются люди на Кубани?
Упражнение «Из чего какое?»
Блюдо из рыбы - рыбное
Хлеб из пшеницы - пшеничный
Котлета из мяса - мясная
Подушка из пера - перьевая
Масло из подсолнечника - подсолнечное
Масло из кукурузы - кукурузное
Пышка с медом - медовая
Каша из риса - рисовая
Пюре из картофеля - картофельное
2. Вводная беседа.
-Ребята, мы побываем сегодня с вами в мастерские кубанских ремесленников. Они изготавливают предметы быта, украшения для наших домов и одежды.
С давних времен на Кубани люди занимались различными промыслами и ремеслами. Это кузнечное и гончарное дело, лозоплетение, обработка дерева, вышивка, ткачество.
А) Выставляются картинки с изображением изделий из дерева.
Посмотрите на эти красивые изделия, это сделано из дерева! Они деревянные. Эти предметы быта изготовили люди, которые занимаются художественной обработкой дерева.
Из дерева казаки мастерили мебель, наличники окон, сундуки с росписью, деревянные резные надкрылечные зонты, деревянную посуду (ведра, бочки, чаши, корыта, ступы, ложки, мешалки), резные зеркала.
Б) А сейчас я хочу рассказать вам о гончарном ремесле
Вывешиваются картинки с изображением керамических предметов.
В некоторых местах на Кубани есть много глины. Там и стало развиваться гончарное ремесло. Изделия из глины называются керамическими. Из глины делали простую посуду, игрушки для детей, кирпич.
Гончаров на Кубани уважали и почитали, о них слагались сказки, песни, пословицы. По своей форме кубанская керамика простая, узоры яркие, растительные.
Вот горшки. Они для меда - крышка запаивается пчелиным воском..., это рукомойник, глиняные кувшины для вина (а так же молока и кваса:) ).
А это Кубанские сувениры:
- фигурки Казака и Казачки в народном стиле. Они «одеты» в яркие национальные костюмы, так же радушны и веселы.
- яркие колокольчики, разгоняющие грусть-тоску;
Кубань гордится мастерами гончарного искусства.
Упражнение разрезные картинки.
А сейчас я предлагаю Вам стать гончарами. Детям предлагается собрать разрезные картинки (гончарные изделия)
В) Вывешиваются картинки с изображением предметов сделанных из лозы
Следующие ремесленники занимаются редким делом - это лозоплетение. Значительную часть домашних предметов быта кубанские жители станиц делали из лозы.
Из гибкой, ивовой лозы плелись разнообразные плетни, корзины, кошели (емкости для хранения зерна).
Из лозы также делают легкую и дешевую мебель для дач. Плетут детские санки и коляски, оплетают начавшие шелушиться цветочные горшки
Г) Вывешиваются картинки изделий, сделанных кузнецами
Вот еще одно ремесло. Это - кузнечное ремесло. Кузнецы изготавливали свои изделия из железа. Они изготавливали всё необходимое для станичников - подковы, замки, ухваты. Настоящие произведения искусства создавали Кубанские кузнецы из металла: парадные лестницы, кованные надкрылечные зонты - «козырьки», решетки для балконов, окон, дверей, флюгеры, ограды.
Д) Вывешиваются картинки с изображением вышитых рушников
А теперь я хочу познакомить вас с ремеслом, которым на Кубани занимались женщины. В старые времена казачки занимались рукоделием (шили, вышивали, вязали, ткали полотно)
Узоры вышитые на рубахах, платьях, скатертях украшали одежду и защищали от злых сил. Все женщины должны были быть рукодельницами. Часто у казаков в домах можно было увидеть ткацкие и вышивальные мастерские.
На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники (Рушник - вышитое льняное полотенце), настольники, салфетки и многое другое.
Девушки вышивальщицы вышивали специальный орнамент. По другому можно сказать узор. Узоры могли быть разным: геометрические узоры, животные, растения, и даже надписи.
3. Лексико-грамматические упражнения
Упражнение «Что делал? - Что делали?»
Девушка вышивала - девушки ...
Бабушка вязала - бабушки ...
Мама шила - мамы ...
Кузнец ковал - кузнецы ...
Колокольчик звенел - колокольчики ..
Мастер плел - мастера ...
4. Развитие общей и мелкой моторики
Мы к реке Кубань спустились, (дети шагают)
Наклонились и умылись. (наклон)
Раз, два, три, четыре, ( имитация умывания)
Вот так славно освежились, (имитация встряхивания воды с рук)
А теперь поплыли дружно, (стоят на месте, готовясь к брассу)
Вместе - раз, это - брасс. (одновременное вращение двумя руками)
Одной, другой - это кроль, (поочерёдное вращение руками)
Все как один - (ладошки сложили вместе, имитация
Плывём как дельфин . плавания дельфина)
Вышли на берег крутой (дети шагают)
И отправились домой. (дети завершают ходьбу на месте).
Встретили кузнеца
Эй, кузнец, молодец, (скачут на лошади) Захромал мой жеребец! Ты подкуй его опять!
Отчего не подковать? (разводят руки в стороны) Вот гвоздь, вот подкова, Раз, два- и всё готово! (стучат молотком)
5. Пальчиковая гимнастика
1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Лексико-грамматические упражнения
Упражнение «Скажи наоборот» (с мячом)
Легкий - Светлый - Узкий - Хрупкий -
Большой - Глубокий - Длинный -
Упражнение в употреблении предлогов в. на.
Молоко налили куда? - в кувшин
Фрукты собрали куда? - к корзину
Скатерть постелили куда? - на стол
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Косари».
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную - выдох и «взмах косой».
8. Чтение легенды «О кузнеце Вакуле»
Жил да был на берегу Кубани добрый парень, звали его Вакула - кузнец. И полюбилась ему красавица - дивчина по имени Поляна. Поляна не принимала ухаживания ни одного из парней, но к кузнице иногда приезжала на лихом скакуне, чтобы послушать песни, которых Вакула восхвалял свою возлюбленную, ее красоту.
Однажды пришла на Кубань беда: напал на нее лютый враг. Прибавилось Вакуле работы: понадобилось много мечей, кинжалов. А одна беда не приходит - разлилась река Кубань, началось наводнение. День и ночь работает Вакула, торопиться, спешит доковатьВакула успел выполнить работу. Закончив ее, Вакула выковал Поляне розу. Так от их любви родилась музыка металла.
9. Раскрасить картинку с изображение розы.
10. Итог: Какие ремёсла наиболее распространены на Кубани? Какие изделия создают люди этих профессий?
11. Оценка деятельности детей.
Автор: учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 214» Дячкина Елена Сергеевна

Нет комментариев.

Отправка комментария