11.08.2008 |

Библиотечный урок "Основные элементы книги"

Тема: - "Основные элементы книги"

Цель: - Познакомить читателей с основными элементами книги, помогающими определить её содержание.


Вы читаете книги уже не первый год. Вы сами выбираете себе книги для чтения. Очень важно, чтобы вы умели это делать. Умеете ли вы просматривать книгу так, чтобы она сама рассказала о себе? Знаете ли вы на что нужно обратить внимание, просматривая книгу?
Когда мы берём книгу в руки, первое, что мы видим, это переплёт. Переплёт не только украшает книгу и предохраняет её от порчи, но и рассказывает о ней.
ВОПРОС: Что мы можем узнать о книге по переплёту, не раскрывая её?
(Автор, название)

Откроем книгу на первом листе. Он называется титульным или заглавным. Как и на переплёте видим здесь прежде всего фамилию автора.
Что может нам сказать фамилия автора при первом знакомстве с книгой? Почему нужно стараться запомнить её? Зная, например, что такие интересные книги как "Мальчик со шпагой", "Журавлёнок и молнии" написал Владислав Крапивин, вы обязательно захотите прочитать и другие его книги.
А знаете ли вы, о чём и как пишут Николай носов, Агния Барто, Виктор Драгунский?
(Носов - рассказы о детях, Барто - весёлые стихи, Драгунский - о Дениске)
У меня в руках книга Драгунского "На Садовой большое движение". О чём эта книга? Может быть о правилах уличного движения? Но мы помним, что Виктор Драгунский пишет весёлые рассказы о мальчиках. И эта книжка тоже о приключениях Дениски и его друзей.
У разных писателей могут быть книги с одинаковыми названиями. Например, книга "Детство есть и у Льва Толстого и у Максима Горького, книга "Птичьи разговоры" и у Виталия Бианки и у Павла Барто.
Значит, знать автора нужно и для того, чтобы правильно спросить у библиотекаря книгу.
Ниже фамилии автора на титульном листе напечатано заглавие или название книги.
ВОПРОС: Постарайтесь вспомнить авторов книг с известными вам названиями.
"Приключения Незнайки" - Носов;
"Дюймовочка" - Андерсен;
"Айболит" - Чуковский;
"Дядя Степа" - Михалков.

Часто по названиям можно узнать о ком или о чём говорится в книге. Например: "Для детей про птиц и зверей".
Но бывает, что по названию трудно догадаться о чём говорится в книге. Только читая и обдумывая прочитанное, вы поймёте, почему так, а не иначе названа книга.
Под заглавием на титульном листе нередко стоит подзаголовок. Чаще всего подзаголовок определяет жанр книги: "стихи", "сказки", "повесть" и т.д.
На титульном листе обозначается также с какого языка переведена книга, если она переведенная, где и когда издана, каким издательством и в каком городе.
Для детей в нашей стране издают книги разные издательства.
ВОПРОС: Постарайтесь вспомнить или посмотрите на своих книгах, какие издательства вы можете назвать.

Больше всего в нашей библиотеке книг детских издательств "Детская литература" - (г. Москва) и украинского издательства "Веселка" - (г. Киев).
ВОПРОС: Может быть кто-то из вас знает, как называется одесское издательство? ("Маяк")

На обратной стороне заглавного листа в некоторых книгах вы найдёте небольшие заметки о книге. Эти заметки называются аннотациями. Давайте посмотрим, о чём говорится в таких аннотациях? Помогут ли они вам лучше познакомиться с книгой?

Вот, например, книга Ильиной "Четвёртая высота". По названию определить о чём эта книга, трудно, но в аннотации говорится: "Эта повесть о героине Великой Отечественной войны Гуле Королёвой, о её детстве, школьных годах, о том, как она побывала в Артеке, как снималась в фильмах, о её юности и трагической гибели на фронте".
Видите, как хорошо. Прочитали аннотацию и сразу поняли, о чём говорится в книге.
Важной частью книги являются предисловие и послесловие.
ВОПРОС: Как вы думаете, где в книге расположено предисловие, а где послесловие? (Перед и после текста)

Иногда предисловие и послесловие пишет сам автор. Так как в книге Ильиной "Четвёртая высота". В предисловии автор рассказывает как создавалась книга, а в послесловии - о дальнейшей судьбе героев.
Иногда в предисловии рассказывается об авторе. Вот, например, книга С.М.Михалкова "Мы с приятелем". В предисловии, которое называется "Талант добрый и весёлый" рассказывается о самом С.Михалкове и его творчестве. А вот предисловие к книге Баруздина "От семи до десяти" написал С.Михалков. Оно так и называется "Об этой книге".
Как часто в библиотеке просят дать книгу не только поинтереснее, но и с "картинками". Это не случайно. Картинки, а точнее иллюстрации дополняют текст, помогают лучше понять его содержание.
Часто, ещё не читая книги, читатель по рисункам может догадаться о чём в ней будет сказано. Если вы раскроете книгу А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города" и посмотрите иллюстрации художника Владимирского, вы сразу поймете, что это книга о приключениях и волшебстве. Не ошибётесь.
Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.
Перед вами книга Чашурина "Тюпа, Томка и сорока". Рисунки к этой книге сделал сам автор.
Фамилия художника тоже есть на титульном листе.
Оглавление или содержание мы найдём в начале или в конце книги. Здесь перечисляются названия сказок, стихотворений, рассказов, т.е. тех произведений, которые в ней помещены, и указываются страницы, на которых они находятся. По оглавлению легко, не перелистывая страниц, проверить, все ли рассказы вам знакомы. Легко найти нужное произведение, не роясь в книге и не теряя времени. В оглавлении больших книг указывается название отдельных частей или глав книг.
В некоторых книгах по оглавлению можно узнать краткое содержание каждой главы, а также краткое содержание всей книг в целом.
В книге А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" имеются главы под такими названиями: "На Буратино нападают разбойники", "Разбойники вешают Буратлно на дереве", "Девочка с голубыми волосами возвращает Буратино к жизни".

А теперь, ребята, давайте повторим все то, о чем мы говорили.
Выбирая себе книгу, знакомясь и просматривая её, на что следует обратить внимание, чтобы больше узнать о ней?
(Устные ответы ребят, которые перечисляют элементы книги).

Примечание: Задания задаются на карточках, вложенных в книги.

Домашнее задание:
В выданных домой книгах найти сведения об авторе, художнике, определить содержание книги по аннотации, заглавию, подзаголовку.
Прочесть книгу и составить краткую аннотацию о ней.

Нет комментариев.

Отправка комментария