16.02.2013 |

Занятия по развитию творческого мышления и личностного роста.

Люди творят. Мы поражены творениями наших далеких предков, восхищаемся гениальностью великих артистов, художников, инженеров, врачей - всех тех, кто формировал мир, современную цивилизацию, в которой мы живем. Что же такое творчество? Толковый словарь дает такое определение: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой способность человека из имеющегося материала творить (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяет разнообразные общественные потребности. Любая работа может быть творческой. Виды творчества определяются спецификой деятельности: творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п. ».
Психологическая терминология пополнилась понятием «креативность». Американский психолог Э. Фромм предложил следующее определение этого феномена: «Это способность удивляться и познавать, это умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Понятие «креативность» (от лат. Сreatio - творить, создавать) охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств (способностей), способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, с индивидуальным оттенком стиля деятельности личности.
Развитие креативности в раннем юношеском возрасте имеет свои особенности. Это период выбора профессии и типа учебного заведения. В это время происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень, вырабатывается мировоззрение и жизненная позиция, определяется свое место во взрослом мире. Формирование чувства взрослости особенно интенсивно проявляется через восприятие себя как человека определенного пола, с характерными мотивами, ценностными ориентациями и соответствующими своему полу формами поведения.
Главное психологическое новообразование ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Приобретая способность углубляться в себя, в свои переживания, старшеклассники открывают целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. 
Цель занятий по развитию творческого мышления - создание таких условий и возможностей, при которых у молодых людей будет формироваться творческий подход к достижению жизненных целей, способствовать личностному росту и повышению творческого потенциала.
Привлечение молодых людей к активным формам работы на занятиях способствовать усилению творческого потенциала, повышению социальной активности, формированию ценностных ориентаций по отношению к творчеству, а, возможно, и изменения стиля жизни. Обучение в коррекционно-развивающей группе позволит конструктивно общаться, эффективно взаимодействовать, лучше узнать свои возможности и гармонично развиваться как личность.
Занятие: "Развитие творческого воображения".
Цель. Ознакомить студентов с понятием «творческое воображение», побудить их к активизации своего воображения.
План:
   1. Упражнение «А что, если?"
   2. Информационное сообщение. Понятие "творческое воображение".
   3. Упражнения на развитие творческого воображения.
   4. Подведение итогов.
Ход занятия.
1. Упражнение «А что, если?" Этот вопрос - простой, но очень мощный способ заставить работать свое воображение. Использование данного метода включает в себя два этапа.
Этап № 1: Просто спросите себя «А что, если?", А затем закончите вопрос каким-то условием, что противоречит существующему положению дел, новой идеей, или описанием необычной ситуации.
Этап № 2: Ответьте на вопрос «А что, если ...».
В вопрос «А что, если?» Можно вставить все, что угодно. Лучше в таких вопросах - возможность усомниться в исходных предположениях и активизировать игру своего воображения. Несколько примеров:
 А что, если бы животные были умнее, чем люди?
 А что, если бы мужчины могли также рожать детей?
 А что, если бы мы выбирали свои депутатов по принципу лотереи?
 А что, если люди носили бы свое жилье и все имущество у себя на спине, как черепахи?
 А что, если бы люди должны были вступать в брак обязательно только с теми, кто старше или младше на 20 лет?
 А что, если бы литр свежей воды стоил столько же, сколько литр бензина?
 А что, если бы вас становилось двое, когда вы смотрите в зеркало?
 А что, если людям не нужно было бы спать?
 А что, если продолжительность жизни человека была бы 200 лет?
 А что, если люди были бы должны жить каждый третий год своей жизни вдали от родины.
Коллективное обсуждение выдвинутых гипотез.
2. Информационное сообщение. Понятие "творческое воображение".
Без фантазии нет искусства, как нет науки.
Ф.Лист
Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией.
Фарадей
Воображение - воспроизведение мысленно чего-либо или кого-либо, фантазия.
Приемы создания образов воображения.
Греческий сфинкс - это сочетание головы и груди человека с туловищем собаки и лапами льва. Кентавр состоит из головы, груди и рук человека, соединенных с туловищем и ногами коня. Как видим, эти произведения искусства создавались путем вычленения из предметов одних признаков и свойств и объединение их в новых сочетаниях. Этот прием называется агглютинацией.
Сказочные персонажи Мальчик-с-пальчик, Гулливер, Дюймовочка и многие другие созданы в результате увеличения или уменьшения предмета, а также изменения отдельных качеств, частей. Такой прием называется гиперболизацией.
Воображение бывает воспроизведенным и творческим. В процессе работы со схемами, чертежами, выполненными другими людьми, в процессе чтения книги мы воспроизводим необходимые образы.
В отличие от воспроизводительного  творческое воображение заключается в создании новых образов (обычно также на основе бывшего восприятия. Оно связано с творческой деятельностью человека. Без творческого воображения немыслима деятельность любого человека, который занят созданием чего-то нового, оригинального.
3. Упражнения на развитие воображения.
Упражнение 1. Нарисовать понятия.
Учащимся предлагается 10 слов, например: жизнь, иллюзия, ностальгия, вера, свобода, индивидуальность, творчество, лучи, интерес, вечность.
Для того, чтобы их запомнить лучше, предложить учащимся сделать маленькие рисуночки к словам. Именно это сделать непросто. Именно в рисовании, в сложности ассоциаций выражения образов, формирующих понятие, а не в припоминании слов, скрывается огромный творческий потенциал.
Упражнение 2 «Дорога моей жизни»
Все мы по-разному относимся к прошлому. Иногда - негативно, иногда - положительно, а чаще вообще избегаем мыслей о нем. Сейчас каждый из вас попробует нарисовать автодорогу своей жизни, используя известные вам дорожные знаки и придумывая свои.
Попробуйте объяснить, что происходило с вами на перекрестках судьбы, в сложные периоды жизни, равномерно распределяя «радостные» и «грустные» дорожные знаки.
С помощью проекции дети раскрывают кризис своей жизни, свои средства выхода из этого кризиса и намечают новую дорогу от последнего знака. Куда она будет вести? Только творческая личность, способная анализировать весь путь, которым шла ранее, сможет увидеть следующий знак, к которому направляется, и скорректировать цель своей жизни.
Упражнение 3 «Способы использования предмета»
Задается какой-либо предмет, необходимо назвать как можно больше способов его использования. Причем можно называть способы, взятые из реальной жизни, и способы придуманы, фантастические. В последнем случае, однако, следует обязательно сформулировать обоснование способа использования.
Вариант I. «книга».
Вариант II. «Автомобиль».
Вариант III. «Помидор».
Вариант IV. «Дождь».
Например, по варианту III могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно съесть; сделать из него салат, добавить в борщ; сделать маску на лицо. С фантастических способов можно назвать: «Из огромного помидора можно сделать жилье; вытеснить помидор и сварить из сока красную краску; засушить помидор и сделать шляпу».
5. Подведение итогов. Что нового вы узнали и чему научились на занятии? Как эти знания и умения вы будете использовать в своей деятельности? Что для вас осталось непонятным и показалось сложным? Над чем вы будете работать в будущем?
6. Домашнее задание. Провести интервью с несколькими творческими, по вашему мнению, людьми и получить у них ответ на вопрос «Где вы ищете идеи? Какие люди, места, занятия и ситуации, не связанные с вашей деятельностью, стимулируют ваше мышление? "
_________________________________
Что приготовить вкусненького на ужин? Где узнать рецепт красивой кожи или ослепительной улыбки? Как сделать свою квартиру уютной и комфортной? И это только несколько вопросов, которые ежедневно задает себе женщина. Но где же найти ответы? Все очень просто  - ведь есть женский журнал Queen-Time.Ru , заглянув в который можно получить исчерпывающие  ответы на все интересующие милых женщин вопросы.

Нет комментариев.

Отправить комментарий