03.12.2011 |

Коррекция гиперактивного поведения младших школьников

Коррекция гиперактивного поведения младших школьников
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности в учебе, в наше время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, - такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они спокойно сидели, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они являются «неудобными» для учителей благодаря своей чрезмерной активности и импульсивности. Но поскольку современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения, как о неприспособленные к работе с гиперактивными детьми.
 Еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было 1-2 на класс, а сейчас в эту группу попадают же около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно увеличивается. Именно поэтому последние годы проблемы эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и такой, что ее обсуждают педагоги и школьные психологи.
При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети способны успешно усваивать программный материал общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды к возможности ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, для них психотравмирующей и такой, что приводит к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.
Так, гиперактивные дети - младшие школьники - имеют повышенную проблему в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, поскольку школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перерыва. А высидеть за партой 4-6 уроков по 40 минут подряд для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии высидеть за партой спокойно. Этому способствует отсутствие подвижности на уроке, отсутствие смены формы деятельности на уроке и в течение дня.
Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью в поведении ребенка и нормативностью отношений на уроке, что отражается в несоответствии поведения ребенка с установленной схемой: вопрос учителя - ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель позволит ей соответствовать. Она чаще начинает отвечать, не дослушав вопросы и часто выкрикивает с места.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, являющаяся причиной увеличения количества ошибок в устных ответах и во время віполнения письменных заданий, когда наступает состояние усталости. А фиксированная (стандартная) система оценки знаний, умений и навыков, что принята в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, поскольку увеличение в связи с утомлением количества ошибок приводит к увеличению количества замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательная оценка себя в целом, а не как оценка своей работы.
Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют ее интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо с ошибками от невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты считают, что дело тут не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают как результат недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия. Система подачи учебного материала в школе представляет собой, прежде всего, педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного прослушивания и исполнительного поведения, тогда как гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры при получения информации. Таким образом, можно говорить о несоответствия способов представления учебного материала к многоканальному его восприятию гиперактивным ребенком.
И еще одна особенность школьной среды, что не позволяет гиперактивним детям чувствовать себя комфортно, - это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей он является необходимым, поскольку позволяет организовать игры для снятия статического напряжения, обыгрывать агрессивность, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе такое пространство не определено, то гиперактивные дети выстраивают его не всегда там, где это считается допустимым, и, следовательно, снова не отвечают требованиям, которые выдвигает школьную жизнь.
Проблемы гиперактивных детей не решаются мгновенно и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. К тому же, медицинские, психологические и педагогические задачи местами так перекликаются, что между ними невозможно провести распределительную линию.
Исходное определение врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозной терапии дополняется психологической и педагогической коррекцией, которая определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении многих негативных проявлений данного синдрома.
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым смягчить проявления повышенной двигательной активности - значит изменить его взаимоотношения с близким взрослым, и, прежде всего, с мамой. Этому будут способствовать любые действия, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное значение.
На сегодня дискуссионным остается вопрос определения понятия «гиперактивность» и его содержания, выделение основных структурных его компонентов и связей между ними. Из анализа отечественной и зарубежной литературы следует, что гиперактивное поведение уже стало объектом исследования различных специалистов, однако больше опубликованных работ является исследованиями клинического направления. В последнее время исследователи, которые считали главной характеристикой гиперактивности повышенную активность поведения, подчеркивают важность такого симптома как осложнение вследствие нарушения внимания. Тем самым переносится акцент на особенности внимания и эмоциональной сферы ребенка: возбудимость, апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, эмоциональная нестабильность, смена настроения, негативизм, чувство страха, агрессивность.
Среди причин гиперактивного поведения детей выделяют врожденные особенности развития ребенка и социальные факторы, в частности особенности организации деятельности и общения ребенка, влияние нарушение семейных отношений. Понимание причин поведения данного типа детей дает возможность наметить систему психолого -педагогической коррекции гиперактивности и сформулировать отдельные принципы реализации индивидуального подхода к этим детям.
Гиперактивность проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения. Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то залезть.
С целью коррекции гиперактивного поведения младших школьников в следующих наших сообщениях мы ознакомим вас с программой, разработанной на основе упражнений, направленных на развитие внимания, мышления, координации движений, релаксацию, уравновешивание эмоционально-личностной сферы. Эти упражнения целесообразно использовать как на уроках, так и во внеурочной работе (хотя бы 2 раза в неделю по 20-30 минут).
________________________________________________
Дорогие учителя! Педагогика - это довольно сложная, имеющая огромное множество нюансов и векторов наука. Она призывает педагогов, учителей, воспитателей постоянно усовершенствовать себя, заниматься самообразованием и стремиться к пределам совершенства. Я могу с уверенностью сказать, что в достижении этой цели немалую роль играет обмен опытом с коллегами. Есть замечательный сайт Конспекты. ru - тут вы сможете найти огромное количество конспектов уроков, методических разработок, сценариев праздников... И все это для вас!  

Нет комментариев.

Отправка комментария