05.09.2011 |

Адаптация леворуких детей

дети занятия
Адаптация леворуких детей
Дети, особенности которых мы, взрослые, знаем недостаточно, сдаются нам проблемными. Взрослые часто не знают, как обращаться с таким ребенком, как помочь в учебе, когда у него возникают какие-то проблемы. К этой категории принадлежат и леворукие дети.
Ученые Н. Брагина, Т. Доброхотова, А. Чуприков, С. Козакова, Н. Лусканова, М. Безруких, изучая особенности роста и развития леворуких детей, отмечали, что они нуждаются в специальном подходе и внимании, особенно в начале учебы, ведь учеба, особенно в первые месяцы пребывания в школе, требует от ребенка длительного напряжения, вызывает значительную усталость, выдвигает повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, необычный режим работы, новые отношения, новые требования, для любого ребенка является испытанием, а тем более для леворукого, который более чувствительный к эмоциональным переживаниям и большому объему учебной работы.
Существуют некоторые особенности у леворуких детей, которые должны учитываться в процессе учебы. Для них характерно лучшее распознавание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей и тому подобное), потому они хуже справляются с зрительно пространственными заданиями, чем со словесными. Во время учебы часто используются модели, схемы, которые могут быть тяжелыми для этих детей, потому что они часто путают праву и левую стороны, иногда верх и низ.
Недостаточность или нарушение наглядно образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия (выраженных в большей или меньшей степени), характерны для многих леворуких детей. Особенно трудные для них задания мнимого манипулирования фигурами (например, задание типа: «Мысленно построй фигуру, измени ее конфигурацию, поверни на 180°» и тому подобное). Для них может оказаться тяжелым совсем простое, с точки зрения взрослых, задание - скопировать фигуру, особенно несколько фигур, расположенных в определенном соотношении, начертить схему и тому подобное.
Если же ваш леворукий ребенок нормально рос и развивался, если его не переобучали (ни дома, ни в детском садике), то подход к нему существенно не будет отличаться от подхода к праворукому ребенку.
Как же помочь леворуким детям адаптироваться к школе? Период адаптации к новым условиям жизни достаточно длителен по времени - 4-8 недель. В этот период ребенок должен привыкнуть и к новому виду деятельности - урокам, и к значительной статической нагрузке, ведь нужно относительно неподвижно сидеть на уроках, не крутясь и не разговаривая. Нужно также привыкнуть к незнакомым детям, к учителю, его требованиям. Леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации к школе, им тяжелее приспособиться потому, что, кроме высокой эмоциональности и впечатлительности, они имеют высокий уровень тревожности, который совмещается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью. Необходимо подчеркнуть, что эти дети ориентированны на общение. Это служит для них источником позитивного эмоционального подкрепления, в котором они очень нуждаются. Недоразумение же и конфликты, которые возникают у них при взаимодействии с взрослыми или однолетками, является для леворуких детей сильным психотравмирующим фактором и создают дополнительные трудности в процессе адаптации к школе.
Позитивным является отказ от переобучения леворукого ребенка - все-таки это не снимает комплекс проблем, которые возникают в процессе его учебы в школе. Скорее, ставит ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения - это комплекс гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и много чего другого, что еще не решено и не сделано.
Традиционно самыми сложными в период адаптации к школе в первом классе считаются первые недели учебы. Почти у всех детей в этот период наблюдаются двигательные нарушения или, напротив, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, головную боль, потерю аппетита. Дети трудно включаются в работу, их внимание неустойчиво. Легче всего этот период проходит у здоровых, хорошо подготовленных, к школе детей. На первом этапе адаптации у леворукого первоклассника могут и не возникнуть никаких специфических трудностей при письме, чтении, в математике, но он может сильно уставать, впоследствии начнут появляться жалобы. Постарайтесь разобраться, в чем дело. Возможно, он просто устает от быстрого темпа или объема нагрузки или режим в школе и дома не дает возможность расслабиться, передохнуть. Целый день в школе (с 8-и до 18-и часов, как часто бывает), проведенный в напряженной работе и напряженном общении, может быть ребенку невмоготу.
Потом наступает период относительно стойкой работоспособности, но он продолжается недолго. Следующим этапом нарастания усталости и сниженной работоспособности является конец второй четверти. У многих детей, которые даже не имели серьезных школьных проблем в начале года, резко снижается умственная работоспособность. Они перестают справляться с теми заданиями, что раньше для них не были тяжелыми. Учителя жалуются на невнимательность. Родители отмечают ухудшение состояния здоровья, сна, аппетита, резкие колебания настроения, слезы, прихоти, упрямство.
Каникулы снимают нарастающее напряжение и усталость (если ребенок действительно отдыхает), но опять ненадолго - к середине февраля. Фактически февраль - самый тяжелый месяц на первом году учебы. До этого времени уже накапливается усталость, дети мало двигаются, мало бывают на воздухе, отражается и недостаток витаминов и ультрафиолета, к тому же резко растут учебные нагрузки, темп и интенсивность учебной деятельности. Именно в этот период наиболее четко проявляются все учебные проблемы - трудности с письмом, чтением, математикой. Они могут быть разными, но почти всегда совпадают с ухудшением общего состояния: снижением работоспособности, трудностями концентрации внимания, быстрым истощением. Нередко в этот период появляются навязчивые движения, ухудшается настроение и любой пустяк может вызывать слезы, даже агрессию или, напротив, апатию, заторможенность, нежелание что-либо делать.
Дело в том, что много школьных проблем, в том числе и нарушения почерка, и увеличения количества ошибок, и проблемы, с чтением, и трудности с математикой, могут быть связаны с высоким функциональным напряжением и усталостью, которые возникают через сильную перегрузку. Поэтому в первую очередь необходимо снять перегрузку, напряжение. Перегрузка негативно отражается не только на работоспособности, если оно постоянно - на росте, развитии и состоянии здоровья. Поэтому необходимый рационально организован режим дня: это точно регламентированы время и длительность подготовки домашних заданий, творческой деятельности и отдыха ребенка, достаточный отдых на свежем воздухе, регулярное и полноценное питание, а также достаточный по продолжительности сон, с четко установленным временами подъема и засыпания. Обязательна при этом и правильно организованная двигательная активность ребенка. Следить за режимом, конечно же, должны родители.
Если дети «полный день» в школе, то в режиме должны быть предусмотрены школьная полуторачасовая прогулка (динамическая пауза), время на приготовление уроков (максимум того, что может ребенок вечером после школы, - почитать, повторить стихотворение, но никаких домашних письменных заданий).
Выполнение домашних заданий - то, что родители чаще всего считают самым сложным в первой год учебы. Не секрет, что даже официальное отсутствие домашних заданий совсем не значит, что ничего на дом не задают. Очень часто их выполнение затягивается на час, а то и на два. В первую очередь потому, что не сформированы навыки самостоятельной работы, и еще потому, что родители требуют многоразового переписывания работ из черновика на чистовик, вынуждают сделать все за один раз, не учитывая, что максимальная длительность работы у младших школьников приблизительно 30 минут (у некоторых гораздо меньше), не давая отвернуться, расслабиться (15-минутные паузы просто необходимы для сохранения работоспособности). Психологи рекомендуют с первого же дня в школе поставить дело так, чтобы ответственность за выполнение домашних заданий лежала исключительно на самом ребенке. Родителям нужно помнить, что основная функция домашних заданий - дать ребенку опыт самостоятельной работы. Это совсем не значит, что не нужно помогать ребенку, если это необходимо, но сначала ребенок должен сам попробовать сделать работу, и только если это не удастся, попросить о помощи. Прямая помощь, лишний присмотр, только убедят ребенка в собственной беспомощности.
Еще раз напоминаем:
леворукость сама по себе - не патология, а один из возможных вариантов нормы;
леворукий ребенок очень впечатлителен и требует заботливого, внимательного и доброжелательного отношения;
у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе учебы и воспитания.
Автор: О. Дубчак

Нет комментариев.

Отправка комментария