21.03.2015 |

Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»

Цель: определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
Ход тренинга
Принятие правил работы на занятии
Группа озвучивает и принимает правила работы на тренинговом занятии. Правила закрепляются на демонстрационном стенде, который хорошо виден каждому из участников:
действовать по принципу «здесь и теперь»;
придерживаться принципа добровольной активности;
позитивно относиться к себе и к другим;
быть открытым и откровенным во время общения;
говорить только от своего имени;
придерживаться принципа толерантности в работе;
действовать по правилу: Я + Ты = Мы;
ценить свое время и каждого;
придерживаться принципа конфиденциальности.
Упражнение «Самопрезентация»
Цель: помочь познакомиться всем участникам между собой; создать условия для эффективного сотрудничества.
Ведущий, Сейчас каждый из вас назовет свое имя и продолжит такое предложение: «Не хочу хвастаться, но я...».
Информационное сообщение
Психолог. Проблему творчества рассматривали много психологов-ученых и педагогов. Они давали различные определения этому понятию, называли признаки, по которым можно определить творческие способности. Каждый ученый стремился расширить трактовку понятий «творчество» и «творческая личность». Однако нет только одного правильного определения понятия «творчество».
В узком смысле творчество - человеческая деятельность, которая порождает нечто качественно новое, то, что имеет общественно-историческую ценность. Не каждого человека можно назвать творческой личностью, нужно учитывать ценность и значимость нового результата, хотя масштаб его может быть разным.
В широком смысле творчество - это практическая или теоретическая деятельность человека, во время которой появляются новые результаты: знания, решения, способы деятельности, материальные ценности. То есть творческие способности так или иначе присущи каждому нормальному человеку.
Упражнение «Сказочный вернисаж»
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.
Ведущий. Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, дающий вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Каждая группа по очереди вытаскивает из ящика конверт с описанием знакомой всем сказки. Необходимо прочитать вслух описание и отгадать, о ком или о чем именно идет речь. Итак, начинаем.
В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)
Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилье, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось покинуть незаконно занятую территорию. (Перчатка.)
В какой сказке главная героиня постоянно и нагло ругала тех, кто ей делал добро? А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно завладела чужим жилищем, то различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь наименьшему из всех участников эксперимента. (Коза-дереза.)
Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)
Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуки влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)
Упражнение «Мои ассоциации»
Цель: выяснить ассоциации к понятию «творческая личность»; назвать черты характера, присущие творческим людям.
Ведущий. Упражнение называется «Мои ассоциации». В течение 5 минут подумайте и нарисуйте то, с чем вы ассоциируете творческую личность. Это может быть объект живой или неживой природы, даже естественное явление. Вы не ограничены никакими правилами.
Единственное, что стоит заметить: вам необходимо будет объяснить свой рисунок и определить за ассоциациями черты творческой личности. (Работа участников.)
Экспресс-сообщение психолога Черты творческой личности:
творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, по которым через страх выглядеть смешно не осмеливаются идти другие люди;
хотя творческий человек и откровенен, пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;
творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;
она не догматик, ее представление о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;
любознательная, постоянно стремится объединить данные из разных отраслей;
любит играть, у нее появляется множество странных идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
любит мечтать, может удивлять других за то, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие выявлению творчества:
стереотипы мышления;
страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
слишком велико желание может тормозить творческий процесс-чтоб импровизировать, нужно вдохновение;
одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Упражнение «Рисунком история»
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.
Ведущий. Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами - настоящие женщины, И я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение «Рисуночная история», которая будет выполняться в группах.
Представители трех групп достают из «таинственного ящика» предметные картинки (предлагается 10 картинок). Необходимо, руководствуясь полученными изображениями, придумать увлекательный рассказ, на создание которой дается 10 минут.
Упражнение «Продолжи известное выражение»
Цель: способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности и гибкости мысли.
Ведущий. Пословицы, поговорки, народные приметы - неоценимая сокровищница народного творчества и мудрости. Есть очень много метких выражений, которые отражают различные аспекты нашей жизни. И сейчас мы попробуем приобщиться к этой сокровищнице народной мудрости, выполняя упражнение «Продолжи известное выражение».
Все участники игры сидят кругом. По кругу пускается «таинственная шкатулка» с записанными незавершенными высказываниями. Каждый участник по очереди достает записку с выражением и пытается оригинально его завершить. После этого ведущий озвучивает предыдущий вариант высказывания.
Примеры высказываний:
Водит глазами, как вор... (по ярмарке).
Если бы не ты и не я, то не было бы... (свадьбы).
Кому луна светит, тому и... (звезды улыбаются).
Гречневая каша хвалилась, будто она... (с маслом родилась).
В народе говорят, что наука - серебро, а практика -... (золото).
Три вещи быстро проходят: луна, радуга и... (девичья краса).
Не бойся умного врага, а бойся... (глупого друга).
Глубокая река, как и умная мысль... (течет спокойно).
Не знаем цену водице, пока не... (высох колодец).
Лучше, чтобы ребенок плакал теперь, чем... (родители потом).
Под хорошим кустом трава зеленеет, за хорошим мужем... (жена молодеет).
Не тот молодец, что по воде плывет, а тот, что... (против воды).
Добрый человек надежнее, чем... (каменный мост).
Любой сильный духом, а не... (новым кожухом).
И хорошая, и красивая, только жаль, что... (сварливая).
Под дождь избы не кроют, а когда ясно -... (она не течет).
Не сунься среда наперед четверга, так еще и... (пятница будет).
Хороший врач имеет орлиный глаз, львиное сердце и... (женскую руку).
Дорогие лекарства хорошо помогают: как не больному, то... (врачу).
Молодость летит свободной пташкой, а старость... (ползет черепашкой).
Как идешь - смотри под ноги: хоть денег не найдешь, но и... (нос не разобьешь).
Трать меньше, чем заработаешь, тогда... (долгов не наделаешь).
Человек имеет два уха, чтобы больше слушать, а один язык, чтобы... (меньше говорить).
Упражнение: «Профессиограмма современного учителя»
Цель: выяснить профессиональные и личностные качества, присущие современному учителю.
Ведущий. Выполнения предыдущих упражнений дает нам возможность утверждать, что развивать свои способности можно в любом возрасте, независимо от опыта работы и жизненных достижений. Но сейчас хочется напомнить, что основная задача, которую мы перед собой ставили в начале работы, - это составление профессиограммы современного учителя. Итак, следующее упражнение, которое предлагается вашему вниманию, -.«Профессиограмма современного учителя» (выполняется индивидуально).
Современный учитель учебного заведения должен быть творческой личностью. Представим себе, что творческая личность, как и эта нарисованная книжка (демонстрируется плакат с изображением книжки), состоит из отдельных страниц. И каждая страница имеет большое значение. Сейчас мы вместе попробуем записать все возможные страницы, из которых составляется профессиограмма творческого воспитателя современного учебного заведения.
На листах вам необходимо записать одно основное качество (профессиональное или личностное), которое должно быть присуще современному творческому учителю. (Работа участников.)
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: создать положительную атмосферу группового взаимодействия.
Каждый из участников должен обвести свою руку на листе бумаги и на рисунке ладони написать собственное имя. Затем необходимо передать лист соседу справа, который на одном пальчике должен записать пожелания владельцу рисунка. Далее лист передается другому участнику, пока не будет записано пять пожеланий. Лист возвращается к своему владельцу.
Упражнение «Мои ожидания»

Все участники по очереди подходят к символическому дереву, на котором прикреплены их ожидания. Чьи ожидания сбылись, тот «срывает» свое яблоко и помещает в корзину. Чьи не осуществились, тот оставляет ожидания на дереве.
________________________________
Вот и подходит к концу учебный год. Впереди экзамены, поступление...
Нужна помощь в подготовке?
Тогда вам сюда -  http://foxford.ru/podgotovka_po_russkomy Онлайн курсы по русскому языку - это очень удобно. Не нужно тратить время на проезд к репетитору, а можно дома, сидя в удобном кресле получить все необходимые знания. Когда пройдете пробный урок вы убедитесь в этом сами. 

Нет комментариев.

Отправить комментарий