13.08.2014 |

План - конспект урока «Разнообразие растений в природе» естествознание 3 класс

Тема. Разнообразие растений в природе.
Цель. Формирование ключевых компетентностей.
• Умение учиться: организовывать свою учебную деятельность во взаимодействии с учителем, информационными средствами; вырабатывать навыки исследовательской работы и наблюдения.
• Здоровье сохраняющая: дать понятие о безопасном использовании лекарственных растений, соблюдение норм культуры и личной гигиены, взаимосвязь организма человека с природным окружением.
• Гражданская: формировать способность осознавать роль человека в сохранении природы.
Формирование предметных компетенций:
• формировать представление о водоросли, мхи, хвощи и папоротники, хвойные и цветковые растения;
• развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
• воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять и приумножать их.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: гербарные образцы и рисунки растений, компьютер с презентацией урока, микрофон.
ход урока
I. Организация класса.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас всех сегодня видеть.
Зазвенел для всех звонок, время начать наш урок.
  Будем окружающий мир познавать
  Деревья, кусты и растения изучать.
II. Проверка домашнего задания.
1 Минутка наблюдений.
Какое сейчас время года? (Зима.)
А нравится ли вам зима? (Да, нравится.)
Чем именно? (Снегом, морозами, зимними праздниками - праздник Андрея, Николая, Новый год, Рождество, Крещение: можно покататься на санках, коньках, лыжах, поиграть в снежки, слепить снежную бабу.)
Цвета зимы вы можете назвать? (Белый, голубой, синий, серебристый.)
Какой сейчас месяц? (Декабрь)
Признаки присущи декабрю? (День укорачивается, а ночь удлиняется, земля покрывается снегом, реку сковывает лед и т.д.)
2 Запись погоды.
Разверните свои тетради. Запишем погоду дня.
А какой день недели?
Какое сегодня число?
Какая сегодня температура воздуха?
А сегодня ветер?
Какой он по силе?
Взгляните в окно. Какое состояние неба?
Заметили ли вы осадки?
Какие?
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1 Работа в парах. Игра «Микрофон».
1 Пар. Назовите деревья своей местности.
2 Пар. Назовите кусты своей местности.
3 Пар. Запишите названия травянистых растений своей местности.
2 Конкурс «Знатоки деревьев».
1) Прочитайте названия деревьев.
2) Переставьте буквы в ячейках так, чтобы образовались названия деревьев, листья которых нарисовано рядом.
3) Разделите эти деревья на хвойные и лиственные.
3 Выберите один из рисунков:
а) однолетние растения (докажите свою мысль);
б) двухлетние растения (объясните, почему вы так считаете);
в) многолетние растения (обоснуйте свое мнение).
Итоги игры и конкурса. Оценка.
5 Экологическая викторина.
А сейчас я хочу увидеть, как хорошо вы знаете растения. Для этого предлагаю провести викторину. Я буду рассказывать о растении, а вы должны его назвать.
1) Хорошее прочное дерево, листья резные. А на веточках крылатых будет много желудей (Дуб).
Дуб - это прочное, разлапистое дерево, достигает высоты до 20 метров, дубы бывают возрастом до 1000 лет.
2) Иглы коротенькие, всем знакомы эти ветви, и шишки длинные, как свечи. (Ель)
Именно без этого дерева не обходится, праздник, дети? (Новый год).
3) Этот цветок в лесу цветет первым, еще среди снега. Имеет два узенькие листочка и белый колокольчик. Появляется из-под снега с первыми лучами весеннего солнца. За это ее назвали ... (Подснежник.)
- До каких растений он принадлежит? (Травянистый.)
Подснежник, подснежника двулистный, его следует охранять, потому что с каждым годом их становится все меньше.
4) Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (Березка)
5) Над самой водой растут высокие и раскидистые деревья. Склоняются к самой воде, словно любуются собственной красотой. Их веточки освящают в церкви во время одного весеннего праздника и «бьют» ими детей, взрослых, домашний скот, чтобы не болели. (Ивы)
Ранее давно-давно люди старались копать колодец под ивой, ивовой веточкой определяли, в каком месте можно копать колодец, рыбаки пытались ловить рыбу вблизи места, где над рекой склонилась ива. Лозу ивы используют для плетения корзин, мебели.
6) Кто ж ту ягоду не знает,
От простуды помогает.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не рябина.
Что за ягода? - …… (Калина)
Это лекарственное растение, ею лечат простуду. Про красивую девушку в народе говорили: красивая, как калина, нежная, как ива, стройная, как березка.
III. Постановка целей и задач урока.
Молодцы! Вы очень хорошо усвоили материал урока.
Сегодня мы продолжим изучать растения. Как вы замечали, растительный мир чрезвычайно разнообразен и интересен. Растения окружают нас везде.
А сейчас проведем игру «раздели слова» и прочитаем тему нашего урока.
РАЗНООБРАЗИЕРАСТЕНИЙВПРИРОДЕ (запись на доске)
Итак, тема нашего урока - «Разнообразие растений в природе».
IV. Усвоение новых знаний, умений и навыков.
Метод «гронирования».
- Растения делятся на деревья, кусты, травянистые, еще различают водоросли, мхи, хвощи, папоротники, хвойные, цветочные.
а) Водоросли.
- Первая группа низших, простейших по строению растений - водоросли. Интересно, что они не имеют настоящих органов.
- Раскройте учебники на с.116. рассмотрите рисунок. Какие водоросли там изображены? (Ульвария, фукус пузырчатый, Коралина, ламинария.)
- Подумайте, почему так называются: «водоросли»? (Потому что это растения, которые растут в воде.)
- Видели ли вы когда-нибудь водоросли?
- Где именно? (На реке.)
- Различают зеленые, бурые и красные водоросли. Зеленые водоросли образуют питательные вещества, как и другие зеленые растения. Вспомните как? (Из воды и углекислого газа под действием солнечной энергии.)
- Водоросли поглощают углекислый газ из воды и образуют кислород. Как вы думаете, кто использует этот кислород? (Им дышат животные, живущие в воде.)
- Какое значение водорослей в водоеме? (Ими питаются другие живые организмы.)
- Водорослей так много в морях и океанах, что зимой, когда лиственные растения сбрасывают свои листья, основными поставщиками кислорода на нашей планете остаются растения тропических лесов и водоросли.
- Как люди используют зеленую водоросль морскую капусту? (Она богата йодом, и ее используют в питании.)
- В отличие от зеленых, бурые водоросли растут не на поверхности, а глубоко в морях. Из них изготавливают лекарства: йод, бром.
физкультминутка
Мы березки и Дубочки.
У нас зеленые листочки. (Встать.)
Мы в стройные встаем рядки,
Расправляем веточки. (Руки вытянуть перед собой.)
Загляни в свое оконце,
Мы кроной достаем до солнца. (Руки поднять вверх.)
Мы ловим лучиков тепло
Когда на улице светло. (Сжать кулачки.)
Клонит нас ветерок
Влево-вправо и на бок. (Наклоны туловища.)
И верхушки каждый ряд
Наклоняет вперед и назад. (Упражнения для шеи.)
б) Мох.
(Вывешиваются гербарные образцы.)
Следующая группа растений - мхи. Это влаголюбивые растения. Подумайте, где мы можем их найти. (Влажные леса, болота.)
Мхи укрепляют почву, впитывают влагу, служат для питания животных. В мхах живет множество живых организмов. В Украине распространены сфагнум и кукушкин лен. Они изображены в учебнике на с.117.
Взгляните на рисунок и скажите, каких органов они не имеют? (Корня, цветка.)
Вы спросите как же они размножаются без плодов и семян? Вместо них на верхушке стебля мхов есть коробочка, в ней образуются мелкие коричневые споры. Когда они созревают, то высыпаются из коробочек, попадая на влажную почву, прорастают и образуют новые растения.
в) Хвощи и папоротника.
(Показ гербарных образцов)
Это многолетние травянистые растения. Они происходят от гигантских хвощей и папоротников, растущих на Земле миллионы лет назад.
Посмотрите на рисунок и скажите, есть ли у них цветки и плоды? (Нет.)
А как же размножаются хвощи и папоротники? (С помощью спор, корневища.)
- Где вы могли их видеть? (В лесу, на лугах.)
2 Работа с учебником.
- Разверните учебники на с. 118-119.
- Какие виды растений мы еще не рассмотрели? (Хвойные и цветочные растения.)
- Сейчас вы поработаете с учебником. Первый вариант прорабатывает статью «Хвойные растения» на с.119, а второй - «Цветочные растения» на с.118. и готовите ответы на вопросы после статьи.
I вариант:
1) Приведите примеры хвойных растений. (Ель, сосна, тис ягодный, можжевельник обыкновенный.)
2) Какие органы имеют хвойные растения? (Корень, стебель, листья.)
3) Где образуются семена хвойных растений? (В шишках.)
II вариант:
На какие группы делятся цветочные растения? (Деревья, кусты, травянистые растения.)
Назовите органы цветковых растений. (Корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами.)
С чего образуются семена цветочных растений? (Семена созревают в плоде, образующегося из цветка.)
V. Обобщение и систематизация знаний и умений.
А сейчас мы проведем ряд упражнений, чтобы увидеть, насколько вы были внимательны в течение урока.
1) Творческая работа. Продолжите предложение.
- Сосна, ель - это ... (хвойные растения.)
- Хвойное дерево, из которого осенью опадает вся хвоя - это ... (лиственница.)
- Семена у хвойных растений образуется в ... (шишках.)
2) Игра «Узнай цветок».
- Назовите растение, цветок которого я вам показываю и скажите, когда оно цветет.
3) Игра «Поймай лишнее».
- Сосна, ель, лиственница, дуб, тис. (Дуб.)
- Калина, лещина, подснежник, сирень. (Подснежник.)
- Яблоня, ель, слива, георгин, астра. (Ель.)
- Ульвария, ламинария, сфагнум, Коралина. (Сфагнум.)
VI. Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Понравился ли вам урок?
VII. Домашнее задание.
Дома вам нужно проработать материал в учебнике: статьи на с.115-120.
Спасибо за активную работу.
________________________________________
Хотите, чтобы ваш ребенок был всесторонне развит, интересно, увлекательно и одновременно с пользой проводил время, получил все необходимые ему знания для успешного поступления в в самую лучшую школу? Тогда загляните на сайт   http://arlekin-dance.kiev.ua/rannee-razvitie центра детского развития "Арлекин" и вы сможете получить исчерпывающую информацию на все интересующие вас вопросы. Сделайте первый шаг на встречу занимательного будущего вашего малыша. 

Нет комментариев.

Отправка комментария