16.02.2013 |

Конспект занятия для молодежи раннего юношеского возраста "Развитие творческого мышления"

Цель: познакомить с понятием «творческое мышление» и использованием его при решении задач.
План:
1. Упражнение «Где вы ищете идеи?"
2. Информационное сообщение. Что такое творческое мышление?
   3. Упражнения на развитие творческого мышления.
   4. Краткий тест творческого мышления (КТТМ)
   5. Подведение итогов.
Ход занятия.
1. Упражнение «Где вы ищете идеи?» Студенты знакомятся с результатами опроса. Коллективное обсуждение.
 Вот ответы, приведенные в книге Роджера Ван Ойха «Психологические отмычки»:
• Старые научные и художественные журналы. В то время было предложено много хороших решений, но реализовать их было трудно.
• Рекламные объявления. Во всех газетах есть разделы частных объявлений. Из них вы всегда можете узнать, что людям нужно и чего они хотят избавиться. Здесь я нахожу свои идеи.
• Свалки. Посещение свалок - очень успокаивает. Там можно увидеть конечную цель всего, к чему мы так стремимся.
• Спортивные соревнования. Мне кажется, что спортивные состязания являются прекрасным источником идей. Я нахожу интересные параллели между тем, почему некоторые команды всегда выигрывают и почему некоторым руководителям удается заинтересовать людей.
• Мечты, записанные в звуковые эффекты. Мечтая, я избавляюсь от всего лишнего на душе.
• История. История наполнена идеями. Наполеон, который шел на Москву, - это просто программа управления. Мао, который вел партизанскую войну, можно сравнить с запуском рекламной кампании.
• Природа. В ходе эволюции природа решила множество самых разнообразных задач, и часто довольно изобретательно. Если вы, наблюдая за природой, настроите свое зрение на поиск аналогий, то обнаружите немало замечательных идей. Загнутые цепкие колючки репейника натолкнули человека на мысль по застежку на липкую ленте. 
2. Информационное сообщение. Что такое творческое мышление?
Идеи рождаются у многих людей. Но мало кто несет их в мир и воплощает в реальность. Таких мы называем новаторами.
Е.Мерсер, изобретатель
«Однажды я спросил автора рекламных текстов Карла Элли о том, что движет творческим человеком. Элли ответил: «Творческому человеку хочется знать все. Его интересуют самые разные вещи: древняя история, математика девятнадцатого века, современные технологии, способ аранжировки цветов и будущее мира. Он никогда не знает, когда и где все эти знания вдруг сойдутся вместе и с них родится новая идея - возможно, через 6 минут или через 6 лет. И творческий человек верит в то, что когда-нибудь чудо рождения обязательно произойдет». И я с ним согласен. Ведь из знаний создаются новые идеи. Но тем не менее владение большим объемом информации не делает человека творческой личностью. Думаю, каждый встречал людей, хранивших в памяти много фактов, но их никак нельзя было назвать генераторами новых идей. Знания лежали у них в мозгу мертвым грузом, их старались осмыслить по-новому, взглянуть на них с другой точки зрения. Творческие возможности человека определяются тем, как он распоряжается имеющейся у него информацией.
Творческое мышление требует от вас установки на поиск новых идей, на постоянное перелопачивание своих знаний и опыта. При таком отношении к делу вы все время экспериментируете, испытываете различные подходы к проблеме, сначала один, потом второй, третий, и очень часто терпите неудачу. Нерациональные, неразумные, сумасшедшие, непрактичные идеи вы используете в качестве камней или ступеней, по которым двигаетесь к другим новым «конструкциям», которые, возможно, окажутся полезными на практике. Бывает, вы нарушаете общепринятые правила или обнаруживаете новые идеи там, где никому не приходило в голову их искать. Короче говоря, научившись смотреть вокруг себя с позиций создателя, вы открываете для себя мир новых возможностей, мир перемен.
Безусловно, творческим человеком был Иоганн Гутенберг. Что он сделал? Всего лишь объединил две идеи, совместить которые до него никому не приходило в голову: виноградный пресс и штамп для монет. Монетный штамп может оставлять отпечаток маленькой площади на поверхности золотой монеты. Виноградный пресс использовали для того, чтобы приложив давление большой площади, выжать сок из винограда. И вот однажды Гутенберг, вероятно после того как выпил бокал вина, в шутку спросил себя: «А что если взять несколько монетных штампов и приложить к ним силу винного пресса так, чтобы они оставили оттиск на бумаге?" В результате получился печатный станок, причем со сменными буквами.
В 1792 году музыканты оркестра Франца Йозефа Гайдна рассердились на герцога, который постоянно откладывал обещанный музыкантам отпуск. Они попросили Гайдна поговорить с герцогом на тему каникул. Гайдн, подумав некоторое время, решил, что будет лучше, если заговорит музыка. Так появилась «Прощальная симфония». Ее выполнение оркестр начинал в полном составе, но постепенно звучало все меньше и меньше инструментов. Заканчивая партию, каждый музыкант гасил свою свечу и уходил со сцены, до тех пор, пока сцена не опустела. Герцог понял смысл симфонии и предоставил музыкантам желаемый отпуск.
Или, например, Пабло Пикассо. Однажды он нашел старый велосипед. Долго Пикассо смотрел на находку, а затем снял с велосипеда сиденье и руль. Приварил одно к другому - вышла голова быка.
Приведенные примеры иллюстрируют, как творческая энергия человека преобразует одни вещи в другие. Изменив точку зрения на объект, поиграв своими знаниями, мы создаем с ординарного необычное, а из обычного - что-то чрезвычайное. И тогда виноградные прессы «выжимают» информацию, трудовой конфликт разрешается симфонией, а велосипедные сиденья превращаются в головы быков ».
Способность создавать необходима как в профессиональной, так и в повседневной сфере, но творческие способности развить непросто. Единственный способ сделать это - больше практиковаться.
Существует 5 путей, которые могут обеспечить и и поддержать творческую активность:
• культура;
• специальные методики;
• ментальная энергия;
• развитие личности;
• юмор.
2. Упражнения на развитие творческого мышления.
Упражнение 1. Эксцентричный старый король собирается отдать трон одному из двух своих сыновей. Он решает, что надо устроить гонку и престол достанется тому из них, чей конь придет к финишу последним. Каждый из сыновей боялся, что его соперник схитрит и заставит лошадь двигаться медленнее, чем он может, поэтому они попросили совета у придворного скомороха. Скоморох сказал им два слова, принцы вскочили на коней и помчались вперед, стараясь обогнать друг друга. Что сказал скоморох?
Ответ: "Поменяйтесь конями"
Упражнение 2. Можете ли вы придумать, как следует положить на пол газету, чтобы два человека, стоявших на ней лицом к лицу, не могли коснуться друг друга? Разрезать или рвать газету нельзя. Участники эксперимента могут двигаться совершенно свободно.
Ответ: Попробуйте поставить газету в дверной проем и закрыть двери, поставив двух людей по обе стороны двери.
Упражнение 3. Перед вами цифра семь. Превратите ее в восемь, добавив только одну линию. Перед вами римская цифра IX. Превратите ее в 6, добавив только одну линию.
Ответ: поставьте S перед IX. Получим SIX, шесть в переводе с английского.
Упражнение 4. «Выражение мнения другими словами»

Предлагается несколько вариантов предложений, в которых заложена в начальной фразе мысль должна быть передана другими словами.
Вариант I. «Нынешнее лето будет теплым».
Вариант II. «Девушка прогуливается по улице».
Вариант III. «Я прочитал интересную книгу».
Вариант IV. «Ракета упала далеко от Земли».
Например, по варианту I: «Во время длинных каникул каждый день будет жарким».
4. Краткий тест творческого мышления (КТТМ)
Автор: Торренс П. Адаптация О.И. Щеблановой и И.С. Авериной. 
5. Подведение итогов.
Что нового вы узнали и чему научились на занятии? Как эти знания и умения вы будете использовать в своей деятельности? Что для вас осталось непонятным и показалось сложным? Над чем вы будете работать в будущем?
_____________________________________
Вот интересно, что же такое www-c.ru/training тренинги и зачем они нужны? Все на самом деле очень просто. Если вы хотите научиться плавать, то можно, например, почитать книгу с подробными инструкциями, но при этом у вас возникнет только понимание самого процесса и вряд ли, прыгнув в бассейн после прочтения, вы сможете поплыть. Практическое применение знаний и тренинги необходимы для достижения более эффективных результатов в процессе приобретения навыков, личностного развития. 

Нет комментариев.

Отправить комментарий