25.01.2013 |

Развивающее занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Встреча двух миров»

Согласно материалам Конвенции о правах ребенка, конечной целью образования должно стать всестороннее развитие молодого человека, подготовка его к активной взрослой жизни в обществе, что, наряду с другими задачами, определяется также уровнем готовности к реализации супружеских ролей в семье, умением общаться и поддерживать доброжелательные отношения с близким человеком. 
Принимая во внимание, что взросление современной молодежи происходит в сложных условиях, подготовка к браку и семье приобретает особую актуальность. Приобрести необходимые навыки в построении доброжелательных и гармоничных отношений с друзьями и близкими людьми могут помочь тренинги для подростков Они существенно ускорят процесс приближения к поставленной цели и помогут избежать ошибок. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют четкого представления о том, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них накладывает брак, отцовство, как оптимально сочетать семейные и общественные обязанности и т.д..
Развивающее занятие «Встреча двух миров» является средством групповой работы со старшеклассниками, которая проводится с учетом основных принципов тренинговой работы.
Программа занятия основывается на принципах гуманистической психологии, взглядах и подходах гештальт-терапии и арт-терапии; использует широкий набор методических приемов и техник.
Цель и задачи: содействие осознанию подростками половой принадлежности, формирование адекватного образа мужчины и женщины, повышение уровня знаний об особенностях, сильные и слабые стороны противоположного пола; практическую отработку навыков налаживания отношений между юношами и девушками.
Время проведения: 1ч 45 мин
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
 
п/п
Часть
Технический прием
Ресурсное обеспеченне
Час
1
Разминка. 
Создание эмоциональной
атмосферы.
Игра-разминка «Назови свое имя».

Маркеры, бейджики
10 м.
2
Введение в атмосферу занятия, мотивация.
Упражнение «Закончи фразу».
Ручки, блокноты, флипчарт

15 м
Информационное сообщение тренера
Слайды презентации
10 м
3
Основная часть. Раскрытие темы занятия.
Упражнение «Особенности полов»
Ватман, маркеры
15 м
Упражнение «Два мира»
Листи ватмана, маркеры, карточки с заданиями, журналы
30 м
Упражнение «Встреча двух миров»
Маркеры
15 м
4
Заключительная часть.
Обсуждение приобретенного опыта, рефлексия участников групы.

10 м
Содержание тренингов ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Назови свое имя»
Участники группы садятся в круг, оформляют бейджики с тренинговым именем. Психолог предлагает поочередно представиться, называя свое имя. Если в группе подростки незнакомы между собой, можно предложить им что-нибудь рассказать о себе, о своих увлечениях, особенностях характера, настроении. Это упражнение создает в группе эмоционально благоприятный фон и способствует усилению личностного общения между участниками.
После того, как все представятся, можно предложить подросткам поделиться чувствами, эмоциями, которые возникали у них во время выполнения упражнения. Особенно стоит обратить внимание на детей, которые испытали трудности, чувствовали неловкость, когда называли себя или рассказывали о себе.
При обсуждении следует спросить участников, которым трудно выполнять упражнение, какие чувства возникали во время презентации?
Упражнение «Заверши фразу»
Участникам предлагается завершить следующие фразы:
"Мне нравится быть девушкой (юношей), потому что".
"Мне трудно быть девушкой (юношей), потому что".
"Мне хотелось бы быть юношей (девушкой), потому что".
"Мне не хотелось бы быть юношей (девушкой), потому что".
После того, как участники выполнят работу самостоятельно, они поочередно зачитывают полученные выражения. Можно провести обсуждение, в котором подростки делятся опытом, полученным во время выполнения упражнения, отмечают, какую фразу завершить легче, а какую сложнее.
Информационное сообщение тренера
В сообщении тренер раскрывает участникам тему занятия, опираясь на знания подростков, полученные из учебных дисциплин, опыт старшеклассников. Психолог отмечает, что все люди имеют одинаковую природу, но каждый из представителей рода человеческого неповторим. Между людьми есть много различий и главное - это принадлежность к определенному полу. Мужчины и женщины отличаются друг от друга, что обусловлено их половой принадлежностью. Однако каждый человек несет в себе элемент женственности, а каждая женщина имеет в своем характере сильные качества. Не будь этого, представители разных полов никогда не смогли понять друг друга, прийти к согласию во взаимоотношениях.
Упражнение «Особенности пола»
Участники делятся на две подгруппы (юноши и девушки). Каждая группа получает лист ватмана, на котором нарисован круг, разделенный пополам. Группы получают задания: в каждой половине круга записать отдельно сильные, отдельно - слабые стороны мужского пола (задача для девочек) и женского пола (задача для мальчиков). После выполнения задания каждая группа представляет свою работу. Проводится обсуждение, во время которого дети отвечают на вопрос:
«Какие сильные качества присущи мужчинам, а какие женщинам?"
«Что можно сказать о слабости представителей обоих полов?"
«Есть женщины с сильными чертами характера?"
В результате обсуждения участники группы приходят к выводу, что трудно выделить черты характера, присущие только мужчинам или женщинам. Представление о том, что мужчины - сильный пол, а женщины - слабый - это лишь стереотипы, принятые в обществе. Мы смотрим на общение между представителями разного пола сквозь призму стереотипов, навязанных культурой, семьей, которая иногда мешает строить гармоничные отношения.
Упражнение «Два мира»
Упражнение выполняется в подгруппах (ребята). Психолог сообщает, что сегодня каждая группа имеет удивительную возможность построить свой фантастический мир - «мир мужества» и «мир женственности». В каждом из этих миров существуют люди только одного пола, то есть мужского или женского. Жители каждого «мира» живут автономно, лишь зная о существовании другого. Жители каждого мира имеют по три уникальные способности. В мире мужества это: «доступность любого знания», «неиссякаемая сила» и «мужество». В царстве женственности это: «способность вечно поддерживать семейный очаг», «возможность рожать детей с желаемыми качествами», «никогда неувядающая красота». Участникам предлагается создать модель своего мира, учитывая указанные способности и собственные пожелания. Течение 30 минут каждая подгруппа работает над созданием коллажа на тему «Мир мужества» и «Мир женственности».
Когда коллажи готовы, участники каждой группы презентуют модель своего мира. После презентации работ происходит обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, что нового они узнали о мире противоположного пола, насколько интересно было создавать модель своего мира и т.д.
Упражнение «Встреча двух миров»
Психолог отмечает, что все в мире строится на взаимоотношениях, среди которых сложными являются отношения между мужчинами и женщинами. По своему содержанию они могут быть самыми разнообразными, проявляться в различных формах. В предыдущем упражнении участники группы построили свой мир и узнали о существовании мира противоположного пола. Сейчас каждой группе предстоит решить, как они будут строить взаимоотношения с представителями другого мира. Участники могут выбрать только один из трех вариантов развития отношений:
- Видеть представителей другого мира, не имея возможности связаться с ними;
- Встречаться на общих праздниках;
- Слиться в единый мир.
Участники могут принять решение ничего не менять в своей жизни и не контактировать с представителями другого мира.
По условиям упражнения, если участники выбирают первый вариант, они должны отказаться от одной из трех способностей своего народа, аргументируя свой выбор. Второй вариант развития отношений требует отказа от двух способностей и соответственно двух аргументов. Выбор третьего варианта требует от участников отказа от всех особенностей своего народа, согласно наведения трех аргументов.
Группы принимают решения. После аргументации выбора проводится обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями, чувствами, которые возникали в во время выполнения упражнения. Психологу важно обратить внимание детей на то, что приобрели представители каждого мира, приняв то или иное решение.
Рефлексия участников группы.
Участники становятся в круг, держась за руки. Каждый по очереди завершает фразу: «Сегодня я (научился, почувствовал, понял и так далее». После высказывания каждого участника вся группа делает шаг вперед. После высказывания всех, круг должен сузиться. Этот вариант окончания занятия способствует созданию позитивной атмосферы в группе.
Автор: Мельникова Елена Леонидовна, практический психолог Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 97 Донецкого городского совета Донецкой области

Нет комментариев.

Отправить комментарий