27.05.2012 |

Организация воспитательной деятельности в пришкольном летнем лагере

Организация воспитательной деятельности в пришкольном летнем лагере
Летнее оздоровление - это законное право каждого ребенка. Задание взрослых - обеспечить им достойный отдых. В нашей школе, как и в других школах страны, 1 июня гостеприимно начнет свою работу пришкольный лагерь отдыха с дневным пребыванием "Надежда". Цель деятельности лагеря :
- реализация права каждого ребенка на полноценный отдых и оздоровление;
- обеспечение содержательного досуга;
- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан, как наивысшей социальной ценности; удовлетворение интересов и духовных запросов в соответствии с индивидуальными потребностями;
- развитие личности ученика, его способностей и одаренности;
- приобщение детей к социальному опыту;
- создание в лагере отношений сотрудничества и сотворчества.
Для многих родителей в нашем селе по различным причинам способ оздоровления ребенка в пришкольном лагере является единственно возможным. Далеко не каждая семья может отправить своего ребенка на море или в детский санаторий при значительных материальных расходах. Оздоровление же в лагере при школе, особенно благодаря поддержке городской власти, становится доступным каждой семье, а для малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот - вообще бесплатным.
Пришкольный лагерь для школы, или школьная площадка, как его привыкли называть, достаточно наболевший вопрос. Как же сделать время пребывания школьников в лагере интересным, полезным и ярким? Преврати "минусы" в "плюсы"!
- Коллектив воспитателей - твои коллеги, а не опытные работники загородных лагерей? Зато хорошо знаешь каждого и кому какое дело целесообразно доверить!
- Ваш лагерь не на берегу моря и не в лесной роще, а в школьном дворе? Зато все под рукой и воспитатель хорошо знает все опасные места! Кстати, у вас есть возможность открыть для детей природу родного края.
- Воспитанники - не новые интересные лица, а те же "Артемки и Татьянки"? Зато хорошо себе представляешь какой "ключик" можно к ним подобрать!
- В течение учебного года было мало развлекательных интересных мероприятий? Когда же, как ни на летних каникулах наверстать и усовершенствовать то, что за нехваткой времени осталось незаконченным в погоне за успешностью и качеством знаний!
- Организация летнего отдыха детей является составной частью непрерывного и последовательного процесса воспитания. Создай условия для педагогически обоснованного, содержательного и интересного досуга детей, дай возможность им творчески развиваться, духовно и интеллектуально обогащаться, расширять мировоззрение.
- Сделай повседневную работу творческой, не отбрасывай ни одного интересного и полезного предложения относительно организации работы лагеря.
Хочу поделиться опытом своей работы в качестве начальника лагеря в условиях сельской школы, где современный руководитель лагеря должен быть организатором, информатором, психологом, коммуникатором, экспериментатором, исследователем, воспитателем, эстетом и др.
Одним из требований эффективности деятельности лагеря считаю использование воспитательного потенциала игры. В игре на себя можно примерять разные социальные роли. Эта форма учит и развивает ребенка, когда он сам этого еще не чувствует. Содержание деятельности лагеря отдыха с дневным пребыванием "Надежда" - это большая игра в "Страну Надежды", где все девочки и ребята - ее граждане.
У жителей "Надежде" есть права:
- Право безопасности жизни;
- Право на информацию;
- Право на ошибку;
- Право свободы выбора деятельности и свободного общения;
- Право на креативность и инициативу;
- Право творческого познания и создания;
- Право уважения личности;
- Право быть счастливым.
Граждане " Надежды" живут по законам:
- единства слова и дела;
- дружбы и товарищества;
- заботы и милосердие;
- романтики, творчества, фантазии и движения;
- ОО (закон точности );
- поднятой руки(прошу слова );
- территории;
- плечом к плечу ( все делать вместе );
- закон земли (охрана природы );
- закон здорового образа жизни;
- закон свободы слова;
- закон уважения личности, чужого труда, чужой мысли.
Словарь лагеря
утренняя линейка - старт дня
утро, обед - "банкет"
выход за территорию лагеря - поездка "за границу"
начальник лагеря - президент страны
воспитатели -министры страны
вожатые - советники
баллы - валюта лагеря, где наивысшая "умничка" - 12 баллов, "веселун" - 11 баллов, "смешарик" - 10 баллов, "совуня" - 9 баллов. и так далее
В лагере 2 отряда и их названия дети сами выбирают путем голосования. Фантазия только одобряется. Эмблемы - от обычных на груди или рукаве к экзотическим галстукам, обручам и украшениям в волосах. Каждый отряд имеет девиз, песню и свою собственную речевку. 
Наиболее популярными рубриками газет являются: "О нас", занятные "Штучки из жизни отряда", "Наши увлечения"; собственные колонки, к которым дети добавляют свои творческие личные работы (стихи, произведения-миниатюры, рисунки) или информацию, что их заинтересовала.
Каждый отряд размещается в отдельном классном помещении, переоборудованным под спальню, и имеет игровую комнату. Уют и комфорт в этих помещениях - это отдельная гордость воспитанников, потому что создается непосредственно за их участием. Дети с большим желанием работают над имиджем своего отряда. Эта работа способствует мобилизации, сплочению и осознанию, что они - члены одной команды. Значительное внимание руководителя и работников лагеря уделяется оборудованию комнаты для игр, пересмотра видеофильмов, телепередач, прослушивания музыки.
В комнате должен быть ковер, столы (лучше расположить их по кругу). Бесспорно, здесь должна находиться видео- и аудиотека, игротека (настольные игры, шахматы, детское домино), наборы карандашей, фломастеров, красок, цветной бумаги. Именно в этой комнате можно проводить дискуссии, обсуждения книг, фильмов, телепередач, командные и индивидуальные интеллектуальные соревнования. Для организации содержательного досуга можно использовать компьютерные классы, где дети в игровой форме получат знание по компьютерной грамоте.
Оформление лагеря должно быть ярким, целеустремленным, информативным. Это название лагеря, общий информационный уголок (планшет или стенд - план работы, путевка на день, экраны соревнований отрядов и др.); стенды "здорового образа жизни", "техники безопасности"; экраны настроения (за методиками: цепочка пожеланий, острова, рефлексивная мишень и др. ) Позитивным опытом являются составление режима дня и законов лагерной жизни в стихотворной форме. В лагере должна быть государственная символика и символика лагеря: герб, флаг, эмблема.
С первого дня отдыха начинаются соревнования. На утренней линейке "Старте дня" объявляется план мероприятий на день, а на вечернем "Совете страны" подбивается итог, награждаются победители конкурсов и соревнований и объявляются задания на следующий день. Цель каждого в лагере, как воспитанника - рейтинг успеха, вожатых - рейтинг уважения и любви, отрядов - творческий марафон - до конца отдыха больше всего заработать денег - баллов. Итоги дня фиксируются на веселых экранах соревнований и на "Звездах славы Надежды".
Баллы (валюта лагеря) в конце смены суммируются и определяется отряд-победитель, вожатый - победитель, звезда лагеря (яркий, активный житель "Надежды" ), которые заносятся в лагерную Книгу Гиннеса и получают призы и награды. Без внимания и титулов никого не должно остаться: "Быстрое колесо", "Акула бизнеса", "Звезда СпортландииИндианец - 2011", самый "добрый", "Мисс Шляпки", "Танцовщик диско", "Мега - звезда лагеря" и др.)
Каждый день на "разговаривающей стене" освещаются все яркие примечательные события, которые состоялись в жизни "Надежды".
Воспитательная работа в пришкольном оздоровительном лагере "Надежда" базируется на развитии детской инициативы, самодеятельности, коллективного творческого дела и заключается в проведении каждый день содержательного, интересного, активного дела. Конечно, реализация заданий, содержание работы зависят от педагогического коллектива, его воспитательного потенциала и мастерства. До работы в лагере мы готовимся.
С целью методической и практической помощи для педагогов лагеря могут быть проведены такие семинары: "Воспитательное пространство летнего лагеря с дневным пребыванием", "Разработка творческих программ лагерной смены", "Охрана жизни и здоровья детей в лагере", "Организация досуга в лагере". Составляются сборники материалов праздников, конкурсов, подвижных игр и забав, спортивных и развлекательных программ, турниров, викторин, интеллектуальных игр.
Каждый день в лагере анализируется детьми на малом Совете лагеря. Взрослые (министры, советники) на Большом совете (педсовет) лагеря после анализа дня ищут разные пути, технологии, методы комфортных условий для творческого самовыражения личности ребенка.
Свежее дыхание в ежедневный воспитательный процесс вносят ученики средних и старших классов, которые проходят летнюю учебную практику в лагере. Они проходят 2 тура школьного кастинга вожатых. Наилучшие, получив удостоверение вожатого, работают в отрядах.
Цель воспитательной работы лагеря: содействие физическому, творческому, духовному и интеллектуальному развитию детей, - реализуется через такие модули, как:
Я - ГРАЖДАНИН УКРАИНЫ (библиотечные часы, конкурс рисунков "Мы живем в Украине", час памяти около мемориала погибшим землякам, встреча со знатоками народного творчества, обрядов и обычаев; праздник петриковской росписи, "Родной язык - песня соловьиная" - конкурс юных языковедов, вернисаж художников-земляков и др.)
Я И ТВОРЧЕСТВО (конкурсы визажистов, дружных шаржей, на лучшего пересказчика веселых историй, балл сказочных героев, конкурс "Мисс лагеря", конкурс визиток "Эх, таланты вы наши", "Салон Зверева" - конкурс фантастических причесок, конкурс живых картин и др. )
Викторины:
- Для знатоков украинской народной одежды;
- Для знатоков украинских кушаний;
- Для знатоков разных национальных кушаний и др.
- О культуре межнационального общения;
Игры и забавы :
- Расскажи о себе и своем имени (игра-знакомство);
- Приветствие разными языками (игра-эстафета);
- Кто скажет лучший комплимент;
Я И ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА (встречи со славными людьми моего края, праздник королевы Этикета, "День добрых дел", праздник Разноцветных Ладошек.
Тестирования (анкетирования):
- 3 каким человеком ты хотел бы дружить?
- Сделай себе самооценку;
- Мир твоих увлечений;
- Позитивные и негативные черты характера;
- Имеете ли вы вредные привычки?
Диспуты:
- В чем красота человека?
- Как вы понимаете дружбу? и др.
Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ (народная игротека, веселая спартакиада, тренинг "За здоровый образ жизни", казацкие развлечения, футбольный турнир, шахматный конкурс "Белая королева", велосипедный кросс.
Устные журналы:
- Научись правильно питаться;
- Личная гигиена - залог красоты и здоровья;
- Влияние вредных привычек на здоровье;
и др. )
Я - ЧАСТЬ ПРИРОДЫ (защита научно-фантастических проектов по охране природы, праздник печеного картофеля, досуг около пруда, сбор лекарственных растений "Природа лечит". конкурсы Робинзона, Индианцев, "Страницами народного календаря", театрализованно-познавательная программа о традициях и обычаях украинцев, которые связаны с природой родного края и др.)
Я И ЗАКОН (игра " Золотая лихорадка", ролевая игра о проблемах наркомании, игра-конкурс "В стране уголовного розыска", "Знаешь ли ты закон", "Незаконченный разговор о проблемах табакокурения и алкоголизма", дискуссия "Мои права", тренинг "Знаем и реализуем свои права", откровенный диалог "Чего мне недостает в жизни", обсуждение злободневных публичных статей относительно прав человека, пересмотр программ телевидения.
Я - ХОЗЯИН (праздник творческих мастеров: кулинары, художники; открытие биржи труда и бизнеса, мастерская Самоделкина, конкурсы " Кукольное ателье", "Хозяюшка", трудовые десанты, волонтерская помощь воспитанников лагеря и др. )
План воспитательной работы составляется учитывая все объективные и субъективные возможности, уровень развития и воспитанности и реальные запросы и пожелания детей. С этой целью в конце учебного года проводится анкета - "разведка интересных дел лагеря" среди учеников: "Что ты ожидаешь от пришкольного лагеря? Твои предложения". Опыт показал, что пришкольный оздоровительный лагерь дети хотят видеть похожим на загородные лагеря. Прежде всего детей привлекают содержательные культурно-массовые мероприятия, яркие действа и личное участие во всех делах.
Организовывая летнее оздоровление детей, педагогический коллектив Надежды планирует и строит воспитательную работу так, чтобы каждый ребенок нашел себе дело по душе; почувствовал себя сильной, творческой личностью; обогатился духовно и чувствовал себя уютно.
При составлении плана воспитательной работы в летний период используем народный календарь и календарь памятных дат. В плане работы обязательны мероприятия, посвященные таким праздничным и выдающимся датам июня:
1 - Международный день защиты детей : Игровая программа "Лагерь - территория радости"; талант-шоу "Мы - твои дети, мы - твои цветы, мы, Украина, - надежда твоя"; конкурс рисунков на асфальте "Солнце, лето, я!" и др.;
3 - Троица: Украшение помещений лагеря зелеными букетами, бумажными цветами; беседы в отрядах "Ой, земле, радостью умойся: пришла к нам Троица!" и др.
5 - Всемирный день охраны окружающей среды: выставка творческих работ "Природа и фантазия"; викторина "100 чудес Украины"; игра "Экологическая тропинка" и др.; соревнование знатоков Красной книги; операция "Чистый двор - чистый город" и др.;
6 - День журналиста Украины: Конкурс "Мастер слова"; творческий конкурс на лучший проект газеты отряда; проведение соцопросов (интервью) по темам жизни в лагере и др.;
6 - День рождения О.С.Пушкина: Конкурс стихов и рисунков к произведениям О.С.Пушкина; дуэль знатоков сказок Пушкина и др.;.
19 - День медицинского работника : Аукцион знаний "Будьте здоровы"; станционная игра "Тропинка здоровья"; беседы в отрядах "Ангелы - хранители в белых халатах" и др.
22 - День начала Великой Отечественной войны :
Линейки памяти, минуты молчания; беседы в отрядах "Июнь, который перевернул всю жизнь" при участии ветеранов войны; выставки рисунков "Солнечному миру - да, да, да!"; возложение цветов к мемориалам Великой Отечественной войны и др.
28 - День Конституции Украины: Беседы в отрядах "Символика нашего государства", "Конституция Украины - книга о твоих правах и обязанностях", "Украинский язык - язык калиновый"; выставки творческих работ, рисунков за темой и др.
Каждый 21 день в лагере знаменательный (деятельность лагеря по теме дня): 
- Здравствуй, лагерь!
- Спортландия
- День Заботы и милосердия
- День Веселых Мастеров
- День предпринимателя
- День Шерлока Холмса
- День сказки
- День барона Мюнхгаузена
- День Веселого Карандаша
- День Солодкоїжки
- В гостях у музыкального гнома
- День самого умного
- День Бантика
- День индианца
- День приколов и рекордов
- День бабочки
- День туриста или Робинзона
- День этикета
- Золотой день
- День именинников
- Прощальный Автограф
Каждый день в лагере начинается с утренней гимнастики (минуток здоровья), которую проводят вожатые и воспитатели на свежем воздухе. На конкурсной основе определяется лучший вариант зарядки и отряд-победитель получает приз. Спортивное направление у граждан "Надежды" - самое любимое, потому что ежедневно в деятельности лагеря элементы физкультурно-оздоровительной работы, разнообразные спортивные соревнования (веселые старты, казацкие развлечения, футбольные турниры и др.) Особенной популярностью пользуется у воспитанников художественно-эстетическое направление работы, потому что именно мероприятия такой направленности содействуют развитию одаренности, позволяют ученикам реализовать свои творческие возможности, попробовать себя в разных ролях, проявить свой творческой потенциал. Благодаря предложениям детей в лагере появились такие мероприятия: "Минута славы", "Концерт-бенефис одного отряда", "Боди-арт" и др. Эти мероприятия только на первый взгляд кажутся развлекательными. Во время подготовки и проведения ученики раскрываются с самых неожиданных сторон.
Почти каждый ребенок попробовал себя на лагерной сцене в определенном амплуа: артиста "Фабрики звезд", певца на караоке-площадке, красавице-модели в конкурсе "Мисс Лагеря" или "Мисс Шляпки", искателем приключений в игре "Золотая лихорадка", визажиста или современного парикмахера современного салона красоты, режиссера или актера "Ералаша".
Какие креативные проекты частных предприятий презентовали дети в день Предпринимателя! А молнии - обращение "Добро начинается с тебя!", которые составили наши воспитанники в день "Заботы и милосердия", не оставили безразличными даже и взрослых! В день сказки наверное сам "А.С.Пушкин" был удивлен количеством оживших персонажей из его сказок!
Дети, которые во время учебного года не проявляли никаких организационных и творческих способностей, получили возможность "зажечь свою звезду" и уже после этих летних каникул продолжают активно участвовать во внеклассной работе школы.
Краеведческое направление воспитательной работы - это разнообразные экскурсии и путешествию тропинками родного края. Каждый год дети путешествуют разными маршрутами и находят новые, еще неизвестные им уголки своей местности. 
Чтобы у детей не оставалось ни одной минутки для скуки, на период работы "Надежды" в школе начинают работать "летние" кружки. До полноценной работы кружка привлекаем учителей - предметников. На базе кружков успешно прошли мастер-классы бумагопластики "Оригами", танцовщиков диско "Танцевальной академии", веселых мастеров" Очумелые ручки" и др. Занятия кружков проходят в разных формах по 30 минут. Кружок "Познайка" используем для помощи ученикам с низкой успеваемостью.
График работы кружков составляем так, чтобы чередовались разные виды деятельности (спорт, художественный труд, музыка, хореография, театрализация).
Охрана жизни и здоровья детей во время отдыха - это один из важнейших вопросов в работе лагеря с дневным пребыванием. Перед началом смены работники лагеря должны ознакомиться и подписаться под соответствующими приказами, получить должностные обязанности, инструкции по технике безопасности, пройти соответствующие инструктажи.
В первый день работы лагеря с воспитанниками проводится вступительный инструктаж по безопасности жизнедеятельности, ознакомления с правилами поведения в лагере, во время экскурсий, прогулок на природе. Перед каждым выходом за пределы лагеря для воспитателей и детей проводятся целевые инструктажи, что фиксируется в соответствующих журналах.
В соответствии с планом работы и с целью предупреждения несчастных случаев с детьми во время лагерной смены необходимо провести беседы:
- Правила пользования электроприборами;
- Правила противопожарной безопасности;
- Правила безопасности на водоемах;
- Правила безопасной езды на велосипеде;
- Правила защиты от насекомых, клещей, комаров;
- Солнце: наш друг и враг;
- Осторожно! Ядовитые грибы!;
- Осторожно! Не все ягоды полезны;
конкурсы, викторины, игры :
- Аукцион знаний по предоставлению первой медицинской помощи;
- Конкурс знатоков правил дорожного движения, правил пожарной безопасности;
- Игра по правилам дорожного движения "Испытания на дороге";
- Конкурс "Чтобы не случилась беда, правил безопасности придерживайся всегда";
- Викторина "Азбука безопасности";
- Игра "Сам себе спасатель";
- Живая газета "Опасности, которые окружают нас".
План работы содержит программу на случай дождливой погоды. Школьники - вожатые под руководством воспитателей готовят мероприятия в отрядах и по очереди становятся ответственными за общелагерные мероприятия. Четкая и согласованная работа администрации, учителей, работников школьной столовой, технических работников позволила сделать незабываемым и полезным отдых для учеников, которые отдыхали в "Надежде".
События яркого летнего отдыха Советники ( вожатые) с большим удовольствием фиксируют в "Хронике лагерной жизни".
И на конец мои советы -своеобразный педагогический кодекс организаторов лагеря, вовсе не из инструкций и государственных документов :
- Не считай лагерь, площадку, местом не достойным для применения твоих выдающихся способностей, своеобразным местом ссылки. Знай - дети, они верят тебе и ожидают!
- Помни о комплексном характере труда воспитания. Все имеет значение: и эрудиция, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина!
- Если учитель - только учитель и воспитатель - это скучно!
- Будь естественным. Играй, но не переигрывай. Дети все равно тебя раскусят.
- Будь честным и правдивым во взаимоотношениях. "Так нечестно" - это крайне негативная оценка.
- Цени юмор в общении, но никогда не будь смешным!
- Будь оптимистом! Будь счастливым! Неудачников никто не любит! С пессимистом ребенок никогда не добьется успеха!
Большой летний перерыв у школьников - это период укрепления их здоровья, познания интересного, новых знакомств и приключений; это пора моральной закалки, духовного обогащения, пора ярких впечатлений, творчества, активного познания мира и себя в нем. Этого  ожидают наши сегодняшние воспитанники, мечтают об этом, строят планы. Поэтому давайте поможем им в том, чтобы их надежды обязательно исполнились!
Автор: Назарук Вера Алексеевна, педагог-организатор, учитель русского языка и художественной культуры.
_______________________________________
Как хорошо после тяжелой рабочей недели убежать от городской суеты куда-нибудь на природу или дачу. Полюбоваться зеленой травкой, понаблюдать за полетом бабочки, вдохнуть полной грудью ароматы цветов на цветочной клумбе. И даже если вам совершенно некогда заниматься своим газоном, а после зимы он как никогда требует ухода, - не беда. Существуют различные фирмы и компании, такие, например, как садовый цент GreenSad http://greensad.com.ua/gazon/ , которые качественно и быстро помогут вам привести вашу придомовую территорию в порядок. 

4 комментария

Владимир Н. Ардабьев комментирует...

Прекрасный и, главное, своевременный материал!

Анонимный комментирует...

Большое спасибо за оценку!

Анонимный комментирует...

Большое спасибо за оценку !

Анонимный комментирует...

Большое спасибо за оценку к материала !

Отправить комментарий