06.11.2011 |

Занятие для родителей: Курение в подростковом возрасте

ребенок курит
Курение в подростковом возрасте: любопытство, самоутверждение...???
Валентина Сердюк, практический психолог ЗОШ И - ІІІ степеней учебы № 11
г. Белая Церковь, Киевской обл.
Занятие для родителей
Цель: профилактика употребления подростками табачных изделий через систему отношений "родители - дети"
Все победы начинаются с победы над собой
Житейская мудрость
1. Начало. Организационный момент. Знакомство родителей с особенностями работы в кругу.
2. Вступление. Тема курения, употребления алкоголя, наркотических веществ является актуальной всегда для будь какого общества. Почему?
- Во-первых - страдает физическое здоровье человека.
- Во-вторых - происходят деструктивные изменения в личности человека.
- В-третьих - формируется зависимое поведение (от алкоголя, курения, наркотических веществ и т. д.) от которого очень трудно избавиться.
Эта тема меня, как психолога, заинтересовала еще в начале моей работы в школе, во время анкетирования старшеклассников. Раньше я считала, что одной из главных причин употребления табачных изделий есть влияние средств массовой информации, круга ровесников, обнищания общества. Но в результате полученных данных, первопричиной курения, употребления алкоголя является влияние семьи, а точнее сказать, втягивание детей (начиная с раннего возраста) именно родителями (сознательно, а чаще бессознательно) и другими близкими к употреблению тех или других веществ.
Тема курения вообще не является проблемой для нашей молодежи и воспринимается как что-то надлежащее. Было опрошено 361 ученик 8 - 9 классов. "Куришь ли ты"? - "постоянно" - ответили 158 учеников, "иногда" - 102 ученика, 101 ученик - "нет". Отношения к людям, которые употребляют табачные изделия в большинстве старшеклассников безразлично, это не является проблемой для них.
Басня "Курение и здоровье ребенка"
Одна женщина преклонных лет рассказала на консультации у психолога, что ее мама курила всю жизнь. Она не переставала курить даже во время беременности.
У этой мамы было трое детей. У старшей из них (то есть той женщины, которая рассказывала эту историю) с детства было повышено кровяное давление, которое потом переросло в гипертонию, ее мучали постоянные головные боли. У двух других все было намного лучше, но у среднего мальчика, когда он вырос, был ранний инфаркт, а у младшей сестры - редкое сосудистое заболевание.
Мораль: курение родителей не проходит бесследно для здоровья ребенка, даже если родители пытаются курить так, чтобы ребенок этого не видел. Последние исследования свидетельствуют о том, что особенно существенно курение матери отображается не на детях, а на внуках.
Комментарий: курение молодых, и людей преклонных лет, и женщин и мужчин - типичное поведение нашего времени. Именно интересно то, что распространение этот стиль получил в нашей стране, тогда как Европа и США быстро освобождаются от него. Это изменение политики на Западе связано с последними исследованиями, которые доказали, что курение в наибольшей мере влияет на здоровье не детей, а внуков. Дело в том, что никотин очень похож на вещество, которое в организме отвечает за сужение сосудов. У людей, которые курят, спустя некоторое время появляется стойкость к этому веществу.
Судя по всему, некоторую стойкость приобретают и дети, а вот внуки - нет, потому их сосудистая система страдает в наибольшей мере.
3. Основная часть. На сегодняшнем нашем занятии мы попробуем понять причины употребления табачных изделий через "возвращение" в собственное детство, возраст, когда нам было 10 - 13 лет.
Упражнение "Знакомство".
Цель: снятие напряженности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Каждый из вас должен будет представиться, сказать, как Вас зовут, чья вы мама (или папа). С каким настроением пришли на наше занятие.
Дайте ответ на вопрос: " Какие ваши ожидания от сегодняшнего занятия"?
Упражнение "Воспоминания моего детства"
Цель: актуализация собственного жизненного опыта родителей.
Давайте мы с вами вспомним период нашей жизни, когда нам было по 10 - 13 лет (несколько минут на воспоминания детства).
- Что нас интересовало?
- Какие проблемы волновали?
- Как мы подчеркивали, что мы уже "взрослые"?
Коротко, по 2 - 3 предложения. Обсуждение.
А возможно, кто-то уже вспомнил свою первую в жизни выкуренную сигарету? Какие ощущения тогда возникли? "Ничего хорошего"!, "Я уже такой, как и взрослые", "Принадлежность к определенному кругу ровесников, посвящение в тайну". Происходит обмен информацией (психолог должен следить, чтобы не было критических замечаний в адрес других).
Упражнение "Реакция моих родителей"
Цель: актуализация воспоминаний собственного детства, анализ поведенческих реакций.
Возможно, когда мы выполняли с вами предыдущее упражнение, вы уже вспомнили и первый ваш разговор с родителями по поводу курения.
- Что сказали ваши родители, когда узнали, что вы курите? (или представьте, что сказали бы, если бы вы начали курить в подростковом возрасте).
- Какая была их первая реакция? (представьте - для тех, кто не курит).
- Что вы возможно хотели бы услышать тогда? (когда вы были в подростковом возрасте).
Вопрос: "Какую помощь, совет вы хотели бы получить от ваших близких именно тогда, чтобы не развилась привычка курить?
Работа с таблицами
Таблица № 1
Ситуация/ Моя первая реакция/ Конструктивные/
высказывания, действия/ варианты, решение/
1. Мама возвращается к дому
а в квартире запах от папирос.
2. Папа идет курить и замечает,
что сигарет в пачке стало меньше
в семье подрастает дочка 12 лет).
Не допускаете ли вы таких же ошибок, как и ваши родители? Анализ ситуаций.
Таблица № 2
Причины курения/ Позитивные последствия курение/ Негативные последствия/
1.
2.
3.
Проанализировав воспоминания своего детства, причины употребления табачных изделий, попробуем ответить на следующий вопрос:
- Почему одни люди попробовали закурить, но привычка не сформировалась, а другие курят всю жизнь?
Да, научно доказано, что зависимыми людьми (от курения, алкоголя, наркотических веществ, игр на компьютере ) становятся люди, которые не научены бороться с трудностями и преодолевать стресс.
Каждый ребенок, подрастая, проходит через ряд кризисных ситуаций. Когда родители рядом, помогают ему их решить, такой ребенок учится вместе с ними преодолевать трудности. Уже будучи взрослым, такой человек сможет самостоятельно решать свои проблемы.
Мы должны помнить, что родители не должны демонстрировать детям негативный пример, потому что наше поведение всегда остается для них эталоном.
4. Заключительная часть. Рефлексия занятия. Обсуждение, обмен мнениями.

Нет комментариев.

Отправить комментарий