30.11.2011 |

Психологические закономерности личности в подростковом возрасте

Психологические закономерности личности в подростковом возрасте
Младшему подростку свойственно чувство взрослости, то есть его отношение к самому себе как к взрослому, его представление или ощущение себя в полной мере взрослым. Основные показатели этого ощущения :
- возникновение потребности в отношении к ним как к взрослым. В случае игнорирования этой потребности они обижаются, обнаруживают разные формы протеста : непослушание, грубость, упрямство, начинают конфликтовать;
- наличие стремления к самостоятельности и желанию защитить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых. К таким сферам принадлежат отношения с товарищами, досуг, учебные обязанности;
- выработка собственной линии поведения вопреки взрослым. Да, они настаивают на том, что определенные учебные предметы им не нужны и никакие "воспитательные влияния" взрослых на них не будут сказываться. Они могут не соглашаться с оценками и мнениями одних товарищей, отдавая преимущество другим.
В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, самооценки, появляется повышенный интерес к самому себе.
Подростка не устраивают пределы, установленные взрослыми. Он чувствует себя самостоятельнее и требует признания этого. Бывшие отношения с взрослыми его уже не удовлетворяют. Он хочет видеть со стороны взрослого уважение к себе, доверие, равноправное отношение, надеется, что ему будет предоставлена самостоятельность. Поэтому взрослым следует изменить отношение к подростку: увидеть то новое, что в нем появляется, в чем он уже стал взрослым, больше доверять ему, оказывать уважение, такт, предоставить ему больше самостоятельности.
У подростка есть две системы взаимоотношений : с ровесниками и взрослыми. В этих системах он по-разному проявляют себя. Да, дома подросток бывает тихим, послушным, а в кругу ровесников - лидером, инициатором.
Развитие подростка - это всегда равнение на взрослого. Подросток стремится вести себя как взрослый, иметь вид взрослого, владеть теми же, что и взрослый, правами и возможностями. Равнение на взрослого может проявляться и через подражание ровеснику или старшему товарищу.
Подросток ожидает от взрослого признания и поддержки, но не хочет откровенно признавать этого. Такую сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания строить свои отношения с ним. Взрослый должен быть товарищем подростка, но товарищем особенным, отличающимся от ровесника. "Взрослый товарищ рядом" - этот лозунг должен быть самым важным условием воспитания и развития подростка. Неуклонное выполнение этого требования может обеспечить благополучное формирование его личности.
Наилучший метод воспитания подростка - задушевный разговор, проникновение в его внутренний мир, чувство уважения к его личности, принятие его критики действий взрослых.
Запреты и наказания подростка приводят к озлобленности, желанию отомстить за унижение.
Важно, чтобы изменение отношения взрослого к подростку опережало его требования, а не было ответом на них. Если ребенок сам, по своей инициативе начнет ломать пределы отношений, которые не удовлетворяют его, то взрослый может оказаться в положении человека, вынужденного уступать свои позиции. Это может привести к конфликту, в результате которого разовьется отчужденность.
Подростку свойственный безудержное притяжение к общению, коллективу, совместной деятельности с товарищами. Это стремление нужно направить в надлежащее русло, и роль того, кто направляет, должен взять на себя взрослый.
Выбор друзей происходит за подобием взглядов на жизнь, за убеждениями, которое еще не зрелые. Подростки часто объединяются в группы. Нередко направленность этих групп настораживает учителей и родителей. Изъять ребенка из такой компании бывает крайне трудно.
______________________________________________
Широка страна моя родная, много в ней полей, лесов и рек... Как можно не согласиться со словами автора... При этом я всегда вспоминаю японцев, которые на такой маленькой территории, на каких-то островах смогли построить такое высокоинтеллектуальное государство. Как они берегут каждую травинку, каждое деревце, каждый клочок земли...Что же касается нашей необъятной родины, то хочется  сказать: люди, остановитесь, вы забыли что такое  экологическая культура и охрана окружающей среды. Как гласят народные пословицы: не пили сук, на котором сидишь, не плюй в колодец, с которого пьешь... Ведь на этой земле еще жить вашим внукам и правнукам...!!!

Нет комментариев.

Отправить комментарий