23.01.2017 |

Статья "Формирование личности ученика начальной школы"


В возрасте 6-9 лет у ребенка формируется ядро личности (нравственные чувства, ценности, убеждения), происходит обретение опыта нравственного поведения. Она учится не только выполнять требования коллектива, но и принимает активное участие в постановке требований, выборе поручений, дела, которое ей по душе. У учеников возникает еще одно новообразование относительно устойчивые формы поведения и деятельности, которые в будущем составят основу формирования его характера.
Очень часто внутреннее самочувствие, эмоциональный настрой ребенка зависит от личности учителя начальных классов, поскольку для учащихся 1-2 классов учитель остается центральной фигурой, арбитром. Лишь в 3-4 классах самооценка, оценка сверстников начинает преобладать оценку учителя.
Стойкий неуспех в учебе приводит к потере ребенком веры в свои силы, уверенности, быстро возникают нежелательные деформации личности. Поэтому учителю начальной школы необходимо работать над созданием для всех учащихся ситуаций успеха. Проводить работу в этом направлении позволяет подбор познавательного и личностно значимого материала, направленного на развитие у школьников умения анализировать жизненные ситуации, сравнивать поступки, выделять главное.
Эффективным является использование на уроках или во внеклассной работе произведения.А.Сухомлинского. Например, на уроке учащимся было предложено ознакомиться с содержанием рассказа «Мать». Выпал из гнезда маленький воробей. Копошиться в траве, а над ним летает и пищит его мать. Увидев воробья, ястреб думает: «Сейчас я его поймаю и съем!» Стал он подбираться к воробушку. Все птички замерли от страха: что оно сейчас будет! А мать бросилась на ястреба. Распушила свои крылья, стукнула клювом ястреба в глаза и вцепилась коготками в голову. Испугался ястреб и улетел. Удивились все птички: «Вот так птица! Как же она победила птицы?»
Далее учащиеся обсудили следующие вопросы: Что помогло птичке победить страх? Влияет ли смелость на развитие других черт человека? Каких? Или может быть смелой физически слабый человек?
Каждый человек решает, какую жизнь он выбирает. Только он, человек, строит свою жизнь. И от того, какими ценностями руководствуется в своей жизни, зависит его личная жизнь и жизнь окружающих людей. Очень непросто посмотреть на себя со стороны, иногда хочется видеть то, чем пока не обладаешь. Поэтому иногда случается, что человек недооценивает или переоценивает себя.
Для развития личности важно, чтобы человек оценивал себя объективно, то есть адекватно. Для личностного развития школьника замечательный результат дает использование метода незаконченных предложений. Результаты не оглашаются, но они заставляют детей задуматься над своими поступками, мыслями. Интервью со своей совестью.
Продолжите предложения: Совесть не позволила Совесть подсказала Совесть предупредила Совесть помогла Совесть не простила Совесть побеспокоила.
Интервью составляли 56 учеников начальных классов (9-10 лет). В первом предложении интересными были ответы, совесть не позволила взять себе деньги, которые я нашел возле парты», «не позволила обмануть маму», «не позволила соврать про плохую оценку», «не позволила ударить одноклассника», «не позволила выбросить хлеб», «не позволила кричать».
Во втором предложении ответы в основном касались поступков, которыми дети гордились: «совесть подсказала мне поделиться с другом», «помочь маме, бабушке», «хорошо выучить стихотворение», «выполнить задание», «убрать в комнате».
Продолжение следующих предложений показывают, что дети 9-10 лет вполне осознают свои поступки и могут дать им оценку с моральной точки зрения; школьники понимают, что лучше избегать драк, ссор, обмана, воровства, унижений других детей, потому что это бумерангом возвращается к ним.
Конечно, после проведения тестов сразу никто не изменился, но то, что этот метод заставляет задуматься над своим поведением, является неоспоримым. Дети в этом возрасте еще открыты, они не способны к обману или лжи во время тестирования, а потому хочется верить, что «совесть лечит». Надо учить детей задумываться о последствиях своих поступков, соотносить свои действия с действиями других.
Детям была предложена древнегреческая легенда: «Был прекрасный летний вечер, лунный свет освещал тропинку, по которой шел человек. Задумавшись, он не заметил камня, споткнулся об него и упал, больно забившись. Встал, посмотрел на камень и пошел дальше. Через некоторое время на тропинке появился другой мужчина. Посвистывая, он еще издалека заметил камень. Подошел и подумал: «Это же я могу возвращаться по этой тропе, не замечу камня и упаду». Взял камень и отнес с тропы. И вот на тропе появился еще один мужчина. Он увидел камень, лежавший возле тропы, злорадно улыбнулся и поставил камень снова среди тропы. Начинало светать. На дорожке появился четвертый мужчина. Когда он увидел камень, то подумал, что люди могут его не заметить, и отнес камень с тропы». Древние греки считали, что тропа это наша жизнь. А четыре мужчины это мы, люди, в этой жизни: первый муж равнодушный, второй эгоист, третий бессовестный. И только четвертый человек с совестью. На каждом шагу мы можем наткнуться на камень, который можно обойти, но можно и убрать его с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку для собственной совести.
____________________________________
Предлагаем вам ознакомиться с исследованием независимой группы аналитиков "Точка зрения" вопроса, что же такое личность и как разотождествление Личности от Сознания влияет на достижение целей, поставленных человеком на его пути к Богу. 

Нет комментариев.

Отправка комментария