29.05.2013 |

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Бизнесмены»

Подготовительная к школе группа
Задачи:
Совершенствование «техники» игры и расширение ориентировки детей в социальной жизни
Формирование активной позиции ребенка в игре, реализация сферы его собственных интересов
Формирование потребности в умение общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков)
Знакомство детей в игровой форме с новыми экономическими понятиями, необходимыми для развития сюжетной линии игры в «Банк»
Расширение границ изображаемого в игре «Банк» через проигрывание ситуаций по определенным (тематическим) сюжетам
Овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками
Придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов
2.                  Подготовка к игре:

Дата
Изготовление атрибутов
Обогащение впечатлениями
Обучение игровым приемам
декабрь
·         паспорт
·         деньги
·         водительские права и удостоверения
·         чеки
·         бланки
·         маркеры (игрового пространства)
·         путеводители
·         сумки
·         кошельки
·         украшения
·         фигурки из соленого теста
·         коллективная, творческая работа по изготовлению бензоколонки
·         Совместное оформление и накопление игровой зоны

Познавательно – экологические занятия: 
·         «Деньги, цена, стоимость»
·         «Труд. Современные профессии»
·         «Экскурсия в банк»
·         «Реклама»
·         Чтение худ. л-ры:
·         Б. Романов «Чудеса в кошельке»
·         стих В. Лившица «И мы трудиться будем»
·         Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены»
·         С. Михалков «Как старик корову продавал»
1.                   Дать образцы социального поведения (что делать, как делать)
2.                   Дать образцы ролевых диалогов
3.                   Введение игровой атрибутики и предметов – заместителей
4.                   Использование способов организации игровой среды (выступает в роли банкира, делает покупки, обедает в кафе, заправляет автомобиль, покупает путевку в турагентстве и т.д.)
5.                   Дает образцы вхождения в роль:
·            с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика)
·            обживание роли (мимики, жестов)
·            образец использования игровой среды (открывает собственную фирму, рекламное агентство, автосервис и т.д.)
6.                   Принимает при вхождении в игру подчиненную роль
7.                   Введение в игру разнообразных событий (путешествий, происшествий)
8.                   Введение новых сюжетных линий (событий), в том числе и происшествие
9.                   Введение правил в игру (принятие норм социального поведения):
·          подчинение правил взаимоотношений
·          умения воспроизводить заданные правила по ходу игры
10.               Создание проблемных ситуаций
11.               Создание проблемных дефицита игрового материала

3.                  Перспективный план подготовки к игре «Бизнесмены»

Сюжеты
Роли
Атрибуты
Игровые действия
Речевые обороты
Открытие супермаркета
Туристическое агентство
Салон красоты
Авиакомпания
Кафетерий
Рекламное агентство
Художествен-ный салон
СТО
Банк
Модельное агентство
Кассир
Туроператор
Авиадиспет-чер
Экипаж самолета
Охранник
Менеджер
Визажист
Стилист
Дизайнер
Художник
Банкир
Помощник банкира
Паспорт
Деньги
Ключи
Водительские права и удостоверение
Часы
Совместное оформление и накопление игровой зоны
Оформление рабочего места:
стол банкира,
стул, телефоны,
сотовый, аппарат, блокнот для записи, ручка,
печать,
компьютер, сейф, чеки, бланки,
путеводители,
игровые модули, куски ткани разных размеров, неоформленные предметы заместители, одежда (пиджаки, галстуки, юбки, туфли, украшение и т.д.),
предметы (сумки, кошельки, дипломаты, барсетки, Материалы для развития сюжета для открытия (собственного бизнеса)
Открытие Банка
Его устройство
Назначается (выбирается) помощник, кассир, охранник, другие участники.
Получение кредита в банке для открытия своего «Бизнеса» с предъявлением паспорта, «подписывается» договор, ставится печать.
Кассир выдает деньги. Охранник следит за порядком.
Оборудование своего места для открытия своего дела.
Создание пространственной среды.
Возврат денег в «Банк»
Сооружение разных объектов, построек для игры. Взаимодействие участников игры согласно взятой роли.
Выполнение действий играющими согласно выбранной роли – профессии. Обменивание рублей на другую валюту для туристической поездки.
Изготовление рекламы для своего дела.
Что Вы хотите купить?
Я бы Вам посоветовала…
Ваша сдача.
Спасибо за покупку.
Где бы Вы хотели отдохнуть?
На какую сумму Вы рассчитываете?
Могу Вам предложить…
Мы приветствуем Вас на борту нашего самолета.
Приятного полета.
Ваше фамилия, имя, отчество?

Предъявите пропуск. Могу предложить Вам новинки нашего магазина.
Какой фасон Вы предпочитаете?
Это наиболее Вам подходит.
Этот цвет наиболее подходит к ….
Кто будет выступать Вашим поручителем?
Годовой процент с кредита составит…
По этому вопросу обратитесь к моему заместителю.

Сопутствующие сюжеты
Самолет
Автобус
Экскурсии
Союзпечать
Ярмарка сувениров
Таксопарк
Ресторан
Ветеринарная клиника
Больница
Кассир
Продавцы
Экскурсовод
Менеджер
Авиадиспетчер
Стюардессы
Шоферы
Врачи
Охранник

Разные виды строительного материала и конструктора,
Кассы,
Кошельки,
Аппарат для измерения давления,
Таблица для определения зрения,
Шпатели,
Бинты
Посуда для ресторана
Кофеварки, кофемолки
Чайник,
Холодильник и т.д.
Рули
Водительские права
Путеводители
Сувениры
Книги, газеты, журналы






Принимает покупки, пробивает чеки, дает сдачи.
Предлагают товары, общаются с покупателями, объясняют метод пользование приобретенным товаром, раскладывает товар на витрину, следит за сроками годности товара.
Выслушивает жалобы больного, прослушивает легкие, смотрит горло, уши, измеряет температуру, выписывает рецепт, желает больному здоровья.
Встречает группу туристов, проводит экскурсии, рассказывает об объектах, рассказывает маршрут.
Общается с покупателями, рекламирует товар.
Следит за радарами, держит связь с самолётом, разрабатывает маршрут полета, принимает решение в нештатных ситуациях.
Встречаю пассажиров, провожают на места, предлагают напитки, еду, объясняют и показывают, как пользоваться оборудованием, в случае падения самолета.
Перевозят товары, ремонтируют машину, следят за дорогой, заправляют автомобиль.
Следят за порядком, проверят документы, пропуска.
Что Вы хотите купить?
Я бы Вам посоветовала…
Ваша сдача.
Спасибо за покупку.
Могу Вам предложить…
Сегодня в продаже.
Сегодня в нашем магазине акция...
Обратите внимание…
Рада приветствовать Вас на нашей экскурсии.
Сервисный центр находится ….
Началась посадка.
Пройдите на регистрацию…
Добро пожаловать на борт нашего самолета
Что Вам предложить?
Пристегните ремни.
Куда Вас подвести.
Заправьте полный бак. Когда можно записаться на ремонт автомобиля.
Здравствуйте, больной.
Что у вас болит? Давайте, я вас послушаю. Дышите - не дышите.
Вот Ваш рецепт.
Желаю скорейшего выздоровления.



4.                  Ход игры:
Воспитатель предлагает нескольким незанятым игрой детям поиграть в игру «Бизнесмены». Воспитатель сообщает детям, что рядом с детским садом  открылся новый банк. Дается установка: «Все желающие открыть собственное дело (бизнес) могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело Вы хотите открыть, чем Вам интересно заниматься. Полученными деньгами Вы распоряжаетесь как хотите – можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь, но в конце игры Вы должны вернуть деньги».
У каждого ребенка заранее приготовлен «паспорт» (изготавливает дома совместно с родителями). Банк объявляет, что все желающие могут получить кредит. Банкир (роль банкира на себя берет педагог) обговаривает с каждым «клиентом»: какое дело он хочет открыть, почему, сколько денег ему для этого нужно, договариваются, какую сумму нужно будет вернуть в конце игры в банк. Каждый «клиент банка» предъявляет свой паспорт, подписывает договор, ставится печать. Кассир выдает деньги.
После получения денег можно открывать свое «собственное дело» (по желанию дети могут объединяться). Предлагается определенный набор игрового материала, из которого каждый выбирает все, что ему нужно для игры. Затем дети сами создают свое игровое пространство (открывают магазин, кафе, больницу, ветеринарную лечебницу и т.д.). Дальше разворачивается свободный сюжет игры по собственному замыслу, где дети используют все доступные им игровые средства.
Педагог наблюдает за игрой детей: отслеживает тематику игры, линию развития сюжета, разнообразие игровых действий, умение использовать игровую среду, игровой материал, а также умение детей вступать во взаимоотношения друг с другом, решать возникающие проблемы, конфликты, действовать в ситуациях затруднения.
На данном этапе педагог может включаться в процесс игры с определенной целью:
- обогатить сюжет;
- разнообразить игровые действия;
- расширить ролевое взаимодействие в игре.
При этом используется следующие приемы, активизирующие игровую деятельность детей.
1. Педагог выступает как:
- образец ролевого поведения, когда он вступает в ролевое взаимодействие с другими участниками игры, например, банкир, обедает в кафе, делает покупки в супермаркетах, приобретает путевку в турагенстве и т.д.;
- образец ролевых диалогов, с помощью которых он стимулирует потребность в общении между детьми;
- образец вхождения в роль: с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика); обживание роли (смена походки, мимики, жестов); открытие круга интересов общения (роль наполняется личностными чертами характера, поведения); 
- образец использования игровой среды, например, педагог открывает собственную фирму  малознакомую детям (рекламное агентство, автосервис и т.д.) и организует ее деятельность.
2. Введение в игру разнообразных событий (в том числе и происшествий)
Этот прием очень оживляет игру, дает возможность развития новых сюжетных линий, а с ними и новых игровых взаимодействий. Например, в игру вводятся такие события, как: день рождения в кафе, срочная командировка директора, открытие нового отдела в магазине, новые поступления в банк, пожар в банке и т.д.
3. Введение правил в игру.
Данный прем, направлен на формирование социальной адаптивности детей:
- принятие через игру норм социального поведения, например, любое организованное дело должно быть не только прибыльным, но и нужным, полезным людям;
- подчинение ребенка в процессе игры правилам взаимоотношений, например, все споры и конфликтные ситуации решаются только путем договора друг с другом;
- развитие произвольности через умение воспроизводить заданное правило по ходу игры, например, каждому, необходимо сделать рекламу своего бизнеса, вложить определенную часть денег в развитие дела, вернуть кредит в банк и т.д.
4. Внесение новых предметов для игры.
Этот прием способствует развитию сюжета игры, возникновению новых игровых действий и способов их выполнения, например, большой интерес у детей вызывает появление настоящих предметов, используемых взрослыми: водительские удостоверения, кредитные карты, авиабилеты, записные книжки, степлеры, печати,  рекламные буклеты и т.д.
5. Создание проблемных ситуаций.
Такой прием развивает активность и самостоятельность ребенка, формирует умение искать творческий подход к решению проблемных ситуаций. Например, для того чтобы открыть собственное дело, необходим определенный игровой материал. Во время игры он свободно доступен детям и каждый выбирает все, что ему нужно для открытия кафе, магазина, больницы и т.д. В последующих играх можно создать ситуацию дефицита игрового материала: например, большую часть его заменить предметами-заместителями; часть игрушек можно просто взять, а некоторые (наиболее важные)  только купить или обменять на собственный товар (услугу), взять в кредит и т.д.
При организации данной части сюжетно-ролевой игры «Банк» важным моментом является гибкое игровое поведение педагога. Он должен обладать высокоразвитыми творческими игровыми умениями: придумывать разнообразные игровые действия, насыщать роль игровыми взаимоотношениями, создавать взаимосвязи между участниками игры. Но самым главным является умение хорошо чувствовать динамику развития игры – вводить новые игровые элементы, не разрушая при этом ее своим вмешательством.
После организованной части очень важно снова предоставить детям возможность свободно поиграть. Педагог наблюдает и фиксирует, как протекает игра после его включения, есть ли динамика в ее развитии. Главная задача педагога на данном этапе - принять игру такой, какая она есть, позволить каждому ребенку выразить себя и реализовать свои планы.
Игру нельзя резко завершать. Необходимо за несколько минут до ее окончания предупредить об этом детей: «Всем, кто брал денежные кредиты, срочно подойти в банк».
5.                  Окончание игры
Банк начинает свою работу по обратному приему денежных средств. Банкир беседует с каждым по открытию собственного дела: как зарабатывались деньги, на что они тратились. Оставшаяся сумма подсчитывается и возвращается в банк.
Данный этап работы очень важен, потому что является результатом собственных достижений для каждого ребенка. Обычно он запускает познавательную активность, желание что-то изменить в своей игре и в следующий раз попробовать по-другому.
6. Оценка игры
Педагог воздерживается от оценок и объяснений. Каждый ребёнок получает для себя свой собственный опыт переживаний и впечатлений.
7.                  Схема игры

Банк:
1. Холл для посетителей.
2. Стол помощника банкира.
3. Кабинет банкира.
4.Неорганизованное пространство предусматривает использование его детьми, согласно выбранному игровому сюжету.
Автор: Тимкова Олеся Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории, Самарская область, г.Тольятти, АНО ДО "Планете детства "Лада", д/с № 192, "Ручеёк"
_________________________________________
В жизни бывают разные ситуации и порой так складываються объстоятельства, что просто по каким-то объективным причинам вы не можете присутствовать на сессии или экзамене. Не проблема. Вы можете купить справку заключение КЭК, ВВК для предъявления ее в школе или университете.

Нет комментариев.

Отправка комментария