09.04.2013 |

Конспект занятия по этике "Как различить добро и зло"

Тема: Как различить добро и зло.
Цель: определить, что такое добро и зло; объяснить, почему люди должны выбирать между добром и злом, как соотносятся красота и доброта; анализировать поступки героев литературных произведений и жизненные ситуации; рассказать о том, каким должен быть хороший человек; выяснить , что такое благотворительность и благотворительный.
Оборудование: учебник «Этика. 5 класс », тетради, памятка «Как быть хорошим?», Карточки с сюжетными рисунками для работы в группах.
Эпиграф: слайды с рисунками.
Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).
Тип урока: Интегрированный
Структура урока
I. Вступительная часть
     1. Приветствие.
     2. Мотивация учебной деятельности.
II. Основная часть
1. Что называют добром, а что - злом?
2. Соотношение между добром и красотой.
3. Почему люди должны выбирать между добром и злом?
4. Что такое благотворительность, добродетели?
III. Заключительная часть.
     Выводы
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Вступительная часть
1. Приветствие
А тема сегодняшнего урока записана на доске, прочитайте ее, пожалуйста: «Как различить добро и зло». (Дети записывают тему урока в тетрадь.)
2. Анализ эпиграфа.
Вопросы учащимся:
• Дайте определение понятий «мораль», «этика», «этикет», «этикетка», «добродетель».
• Назовите «золотое» правило этики.
• Объясните, для чего нужно изучать этику?
• Назовите пять положительных качеств, которые характеризуют святого Николая. (Искренность, добросердечие, терпимость, отзывчивость, стремление помочь и сделать добро).
Мотивация учебной деятельности Легенда о добре и зле.
Жили на улице двое соседей. Однажды один сделал другому зло. Обиженный человек, стремясь ответить местью, отправился к мудрецу за советом. Что же мудрец ему предложил? Ответить злоумышленнику добром. Сосед послушался, а в ответ снова был награжден злом. Мудрец и тут посоветовал не жалеть добра. Сосед еще раз послушался, отблагодарил добром. Но через некоторое время в ответ получил зло. Сосед пришел к мудрецу и тот снова посоветовал ему отблагодарить добром.
- Но я уже устал благодарить ему добром, - возразил сосед.
- А злоумышленник не устал от добра? - Ответил мудрец.
Вопросы учащимся.
- Какие положительные черты должен иметь человек, чтобы его считали хорошим?
(Игра «Микрофон». Ученики по очереди передают микрофон и называют положительные качества.)
3. Представление темы урока и ожидания результатов обучения.
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое добро и зло, как их различить, выясним, почему люди должны всегда выбирать между добром и злом. А также поговорим о добре и красоте, о благотворительности, узнаем кто такой меценат. Мы обсудим, почему одни притягивают к себе сердца людей, а другие, наоборот, отталкивают. Что лежит в основе человеческой красоты? В чем заключается основное назначение человека?
II. Основная часть
1.Что называют добром, а что - злом?
(Учитель показывает 1- ю группу слайдов с рисунками.
Ученики называют слайды такими словами, чтобы в их первой части было добро. (Добросердечие, добрососедство, добросовестность, доброжелательность.) Добро - сердие-соседство-совестность - желательность. Работа в тетради. Записывают названия слайдов. Учитель показывает 2-ю группу слайдов: рисунки с пословицами.
Ученики читают и объясняют пословицы: «Доброму везде хорошо», «Кто к людям с добром, того и люди уважают», «К доброму колодцу тропа протоптана», «Добро в человеке всегда красивое».)
Интерактивная игра «Микрофон»
Учитель просит детей прочитать и объяснить пословицы, посвященные доброте, которые им необходимо было подготовить к уроку. Дети, передавая друг другу условный микрофон, по очереди читают пословицы ». «Добро в человеке всегда красивое», «Доброму везде хорошо», «Кто к людям с добром, того и люди уважают», «К доброму колодцу тропа протоптана» «Спеши делать добро». Как вы их понимаете? (Дети высказывают свои мысли).
А теперь запишите в тетрадь слова, которые ассоциируются у вас со словом «добро». (Щедрость, искренность, помощь другим, человечность, милосердие, справедливость, любовь, красота.)
Работа с учебником:
Ученики читают текст «Что называют добром, а что - злом».
Вопросы к тексту:
• Какое понятие лежит в основе моральных правил? (Доброта)
• Почему добро можно сравнить с солнцем? (Как по солнцу мы определяем время года или время суток, так и с добром соотносим свои слова и поступки.)
• Что есть противоположностью добра? (Зло)
• Какие правила помогают человеку поступать по-хорошему? (Поступать по-доброму помогают человеку нравственные правила).
• Где воплощены нравственные правила? (Они воплощены в народных обычаях и традициях, устном народном творчестве, а также в Библии, Коране, Торе и других важнейших религиозных книгах)
• Какие нравственные правила, изложенные в Библии, вы знаете? (Возлюби ближнего, как самого себя; уважай отца и мать: не убивай: не кради: не лжесвидетельствуй; не завидуй.)
• Какого человека считают хорошим? (Хорошим считается человек, который в разных жизненных ситуациях, сознательно выбирая между добром и злом, способен поступиться собственными интересами, желаниям, комфортом ради других людей.)
2. Соотношение между добром и красотой.
Учитель. Согласитесь ли вы, дети, если я скажу, что каждый действительно добрый человек является красивым? Ее доброта притягивает к нему сердца других людей, которые могут и не замечать какие-то недостатки в его внешности, поскольку благодаря внутренней красоте человека какие-то внешние недостатки отходят на второй план, становятся незаметными. Русский писатель А.П. Чехов писал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Вспомните сказки, в которых описывается добро с красотой, трудолюбие героев. («Госпожа Метелица», «Морозко».) Показательные слайды с этими сказками.
Представьте, что вам нужно нарисовать портрет красивого человека. Опишите его словам. Кого вы нарисуете? (Дети говорят, что нарисуют портрет мамы или бабушки, потому что они добрые и красивые.)
Учитель читает детям рассказ А.Глибова «Бабушкина сказка».
3. Почему люди должны выбирать между добром и злом?
Учитель. Люди всегда хотели уберечь себя от зла. Борьба добра и зла отражается в поступках человека, его отношении к себе и другим. «Никогда не делай другому того, чего сам себе не желаешь, и относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Как называется это правило? («Золотым» правилом этики).
Оно и является ключом к пониманию того, как выбирать между добром и злом. Именно способность к такому выбору позволяет определить, какой тот или иной человек - добрый или злой.
В жизни, как и в сказке, мы всегда выбираем, и наш выбор характеризует нас самих. Часто в сказках перед героем появляется распутье трех дорог - три жизненные дороги, одну из которых нужно выбрать. Итак, попробуйте и вы сделать свой выбор: «По правой дороге пойдешь - богатым будешь, по левой дороге пойдешь - силу богатырскую получишь, прямо пойдешь - люди тебя уважать будут. (Дети выбирают дорогу прямо).
А почему именно этот путь вы выбрали? Когда человека будут уважать? (Ответы детей)
Не кажется ли вам, что, выбрав третий путь, вы достигнете и того, что ждало вас на первых двух? Ведь выбрав богатство, человек считает, что теперь его будут уважать; выбрав силу богатырскую, считает, что страх перед ней заставляет других его уважать. Но по-настоящему люди будут уважать хорошего человека, не так ли?
Посмотрите на памятку на слайде, прочитайте ее.
Памятка «Как быть хорошим»
• Старайся видеть в людях прежде хорошее и доброе.
• Будь добрым к людям
• Учись добру у добрых людей.
• Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
• не причиняя зла, ты становишься добрее.
Учитель. Как вы думаете, следует придерживаться этих советов? (Ответы детей). Я оставлю эту памятку в классе на доске. А вы, придя в кабинет, каждый раз будете смотреть на нее и пытаться поступать так, как указано в ней.
Работа в группах.
Учитель объединяет учеников в четыре группы и предлагает обсудить жизненные ситуации.
I группа. В школе на перемене три подружки, как всегда, весело болтали. Настя и Катя получили из пакетов принесенные из дома конфеты и апельсины. У Натальи с собой ничего не было, она тихонько отошла к окну и не смотрела на девочек.
Продолжите рассказ так, чтобы стало понятно, что Настя - хорошая девочка. А Катя - нет. Разыграйте сценку.
II группа. Классный руководитель предложил ученикам класса билеты в театр. «Билетов всего пять на весь класс», - сказала учительница, - как их распределять? ». Дети решили, что билеты нужно дать лучшим ученикам в классе. После того как были названы пять фамилий, Наталья, у которой в семье еще трое братьев и сестер, вдруг заплакала и сказала сквозь слезы: «Я никогда не была в театре».
Продолжите ситуацию так, чтобы было понятно, кто в классе добрый.
III группа. В школе ждали гостей из другой страны. Дети сами делали подарки. Конечно, дома им помогали родители. Коля сделал даже два красивых подарка. А вот у Саши мишка не вышел: мальчик живет с бабушкой, а она плохо видит, поэтому помочь ему не смогла. Ребята начали смеяться с Саши: «С такой игрушкой ты подведешь нас. На что же это похоже? "А Коля подошел и сказал ...
Продолжите ситуацию так, чтобы было понятно, что Коля - хороший человек.
IV группа. Вспомните сказку «Дюймовочка» и тот эпизод из нее, когда девочка попала к полевой мыши. Чего больше в отношении полевой мыши к Дюймовочке - добра или зла?
Каждая группа обсуждает свою ситуацию, а затем представляет ее классу. Дети приходят к выводу, что во всех ситуациях нужно поступать с позиции доброты.
Учитель. С последней ситуацией столкнулись и наши друзья - Олеся и Богдан.
Работа с учебником.
Ученики читают за лицами диалог Олеси и Богдана.
Вопросы к тексту.
Кто прав: Олеся или Богдан?
Почему у них возник спор?
Можно добро понимать по-разному?
4.Что такое благотворительность, добродетель
Учитель. С понятием добра тесно связаны и некоторые другие. Запишите их определения себе в словарь.
Благотворительность - сделанное добро, оказание помощи другим.
Благотворительный - цель которого давать помощь другим людям, прежде бедным, нуждающимся.
Благонамеренный - который имеет хорошие, искренние намерения.
Добросердечный - имеющий доброе сердце, мягкий, отзывчивый к людям; человечный.
Меценат - благодетель.
III Завершена часть
Выводы. Игра «Закончи решение»
Чтобы подвести итоги урока, еще раз вспомним, как добро и зло сказываются на жизни людей?
Почему одни поступки можно оценить как хорошие, а другие - как злые?
Что такое благотворительность? (Ответы детей)
Учитель. А теперь главный вывод урока: человек живет в мире для того, чтобы делать добро. Присмотритесь к лицам людей. Как много среди них красивых - красивых добротой, доброжелательностью, добродетелью, добродушием, благодушием, честностью, желанием помочь, сопереживанием. Смотрите чаще в зеркало. Пусть в нем отражается не только ваша внешность, но и ваша душа. Я бы очень хотела, чтобы вы росли добрыми и красивыми душой людьми.
1. Зазеленеет даже пень, когда услышит (добрый день)
2. Если кто-то сделал нам добро, скажем ему (спасибо)
3. Когда за дебоши ругают или подсказку, скажи (извините, пожалуйста)
IV. Домашнее задание
Прочитайте в учебнике параграф «Как различают добро и зло»
Выполните в рабочей тетради письменные задания по этой теме.
____________________________________
Ищите презентации по предметам? Тогда вам стоит заглянуть на сайт  http://ppt4web.ru ведь там есть все, что вам необходимо: презентации по английскому языку, астрономии, биологии, геометрии, литературе, математике, музыке и информатике, которые вы сможете не только посмотреть, но и скачать.

Нет комментариев.

Отправка комментария