09.03.2013 |

Как активизировать мозг младшего школьника для запоминания большого объема учебной информации

Говорят, что погода на восьмое марта часто бывает капризной, как женщина. То с утра светит во всю солнце, а то вдруг начинает идти дождь. Хорошо, что в отличии от женщины, смену "настроения" погоды можно прогнозировать. Достаточно набрать в поиске Погода в Москве на неделю и сразу становиться ясно, к чему нужно быть готовым. Никаких непредсказуемых неожиданностей.
_____________________________________
Новые программы в начальной школе, несмотря на их безусловные положительные моменты, имеют главный недостаток - в них не удалось разгрузить содержание начального образования от избыточного информационного материала. Содержательное перенасышение учебных программ является давним недостатком содержания школьного образования на всех уровнях, но в начальной школе это явление влечет за собой потерю мотивации, интереса детей к обучению, ухудшению состояния их здоровья.
Поэтому сегодня чрезвычайно актуальным в психологии и педагогике является поиск возможных путей для активизации работы мозга младшего школьника как важного условия восприятия и запоминания больших объемов учебной информации.
Человеческий мозг считается одним из сложный механизмов во Вселенной. Он имеет невероятные возможности. Однако, как известно, человек использует лишь незначительную их часть (обычно ученые называют 10 процентов).
Для того, чтобы сделать работу мозга (своего и своих воспитанников) более эффективной, учитель должен в первую очередь иметь представление о том, как функционирует мозг и какие существуют психолого-педагогические ресурсы для активизации его работы.
От рождения человек имеет сто миллиардов мозговых ячеек, то есть клеток. С первых дней жизни эти ячейки формируют новые связи с обучением, или синапсы, с великолепной пропорцией: сто миллиардов в секунду. Эти связи и является ключом к пониманию могущества мозга.
Психолог Тони Базан, который специализируется на проблеме памяти, отмечает: "Ваш мозг состоит из триллионов мозговых ячеек. Каждая ячейка сложная, как небольшой «осьминог», имеющий свой центр, большое количество отростков, которыми он сталкивается с другими «осьминогами». Каждая из этих ячеек (а их миллиарды) во много раз мощнее и сложнее лучшего на планете компьютера, каждая соединена с сотнями тысяч других ячеек, окутывая или касаясь их. От ячейки к ячейке, туда и обратно, движется информация. Это как волшебный ткацкий станок, причудливое устройство, действительно удивительная вещь, существующая в природе. И каждый из нас это имеет».
Существует шесть главных путей, по которым информация проникает в мозг: мы видим, слышим, чувствуем на вкус, ощущаем на ощупь, нюхаем, делаем.
Качественное питание - главное условие обеспечения мозга достаточной энергией
Как и любая сложная машина, наш мозг нуждается в энергии. Преимущественно он получает ее с пищей, которую мы употребляем. Учителя и родители должны следить за тем, чтобы в рационе ребенка были высококалорийные продукты. Важно помнить, что для получения энергии мозгу нужно много глюкозы. Поэтому в питании ребенка должны быть фрукты и овощи, богатые глюкозой.
Часто ослабление внимания, памяти, ухудшение результатов в обучении происходит из-за недостатка в организме младшего школьника железа. Поэтому в рационе ребенка должны быть такие продукты с высоким содержанием железа: печень свиная и говядина, мясо, рыба, яйца куриные, горох, фасоль, соя, крупы гречневая и овсяная, какао-порошок и др..
Мозг так же нуждается в пополнении запасов других веществ, в частности натрия и калия. Как и глюкоза, калий содержится главным образом в фруктах и овощах, натрий - во многих пищевых продуктах.
Для продуктивного обучения ребенок должен:
1. Есть каждое утро питательный завтрак, желательно много фруктов. Для пополнения запасов калия нужно ввести в рацион банан, апельсин, киви, другие сезонные фрукты для обогащения организма витамином С.
2. Есть питательный обед, желательно со свежим овощным салатом.
3. В ежедневном рационе основными элементами должны стать следующие продукты: рыба, орехи, растительные жиры.
4. Для улучшения памяти нужно употреблять пищу, богатую лецитином. Это, в частности, арахис, соя, зародыши пшеницы.
Существует мнение «Ты есть то, что ешь». Осведомленность родителей и учителей с тем, какой пищи требует мозг ребенка для питания и качественного обеспечения «питания мозга» - первый шаг к активизации эффективного запоминания учебной информации.
Насыщение мозга кислородом
Для полноценного питания мозга недостаточно качественного питания. Оно должно сочетаться с насыщением мозга кислородом. Поэтому учителя младших классов должны создать все условия для того, чтобы их воспитанники могли дышать свежим воздухом на уроке (обеспечение нормального воздушного режима), совершать как можно больше прогулок с учениками, проводить отдельные уроки на свежем воздухе. По возможности организовывать подвижные игры перед уроками или на переменах, проводить зарядку на улице. В копилке педагогических приемов учителя младших классов обязательно должна быть специальная дыхательная гимнастика, которую он проводит со своими учениками во время занятий или перед ними (дыхание полной грудью, чтобы насытить кровь кислородом, сочетание дыхательной гимнастики с физическими упражнениями).
Использование подсознательного разума
Во многих современных исследованиях по вопросам психологии обучения рассматривается научная идея, что усвоение учебной информации происходит значительно быстрее и эффективнее, когда мозг ребенка находится в состоянии «расслабленной готовности».
Психологи советуют учителям достигать такого состояния у учащихся путем медитации или слушания музыки (особенно барочной). Именно музыка Баха, Вивальди, Генделя и др.. по частоте подобна мозговым волнам на стадии «расслабленной готовности». Когда учитель подает учебную информацию на фоне этой музыки и точно с ней в такт, знания проникают в подсознание школьников, а значит попадают в долговременную память.
Состояние «расслабленной готовности» мозга ребенка также очень важно в начале занятия. Поэтому так важно учителю на перемене между уроками создать условия для релаксации и отдыха учащихся. Нужно «очистить» мозг от информации, которую школьники получили на предыдущем уроке, так, чтобы их подсознание было готово получать на следующем уроке новую информацию и хранить ее в правильных «файлах».
Усвоения информации через использование ассоциаций
Механическое запоминание через силу, постоянные повторения негативно влияют на физическое состояние, нервную и эмоциональную сферу детей. Поэтому в обучении младших школьников очень важно учитывать специфику работы мозга. Он имеет ассоциативную кору, а значит - может схожие элементы связывать с разными банками памяти.
Например, ученик значительно быстрее запомнит написания букв, если учитель применит образно-ассоциативный метод изучения азбуки, суть которого в использовании ассоциативной связи между предметом окружающей действительности, языковым знаком, который обозначается (словом), и знаком буквенным.
Если память работает на ассоциациях, то учителю нужно активно развивать "стержни памяти" своих учеников. Он должен связывать новую информацию с тем, что уже известно школьникам.
Например, использование метода запоминания цифр и чисел с визуальными ассоциациями позволяет достичь легкого и эффективного усвоения учащимися учебного материала.
Учитель просит детей представить себе какие-то образы, которые позволят лучше запомнить цифры:
1 - Буратино;
2 - лебедь;
3 - двугорбый верблюд;
4 - стул вверх ногами;
5 - яблоко;
6 - компьютерная мышка;
7 - флаг;
8 - велосипед;
9 - рыба;
0 - мяч, бублик.
На способности мозга накапливать информацию через ассоциативные связи основан акровербальний метод. Этот метод позволяет «сухую» информацию превратить в «живые» тексты. Это может быть, например, «шифрование» учебного материала в стихи, песни, сказке т.д..
Например. При изучении буквы Е учитель предлагает школьникам такой стишок.
В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.
Информацию о порядке расположения планет относительно Солнца учащиеся лучше усвоят, если ее представить в виде яркого рассказа, насыщенного различными образами и их ассоциативными связями: «Солнце печет так сильно, что зашкаливают термометры. Меркурий жадно пьет воду. Она разливается на красивую женщину, Венеру, стоящую на Земле. Вода течет дальше, до соседского сада с красным грунтом, откуда родом воинственный сосед Марс, который угрожает. Он умиротворяется, когда появляется улыбающийся великан Юпитер - самая большая планета. На могучей груди Юпитера - надпись «СУН» - в честь Сатурна, Урана и Нептуна. Рядом бежит веселый пес Плутон».
Итак, важный шаг к развитию еще не использованных возможностей нашего мозга - это учить учеников хранить информацию, используя определенные ассоциации. Чем больше информации ассоциативно сочетается, тем лучше ученики ее запоминают.
Эмоциональная компетентность интеллекта и ее важность
Еще одна особенность мозга - положительные и отрицательные мысли могут вызывать соответствующие изменения в процессах сохранения и обратного нахождения информации, изменяя при этом способности к обучению. Если ребенок находится на эмоциональном подъеме, его мозг выделяет эндорфины - химические вещества, похожие на природные успокоительные средства, которые в свою очередь стимулируют мозговые клетки, которые отвечают за эффективное усвоение новой информации в различных частях мозга.
Эмоциональный центр мозга напрямую связан с системой долговременной памяти. Именно поэтому легче дети запоминают информацию с высокими эмоциональными нагрузками.
Поэтому учитель, готовясь к уроку, должен продумать возможное использование на всех его этапах методов и приемов, которые позволят вызвать эмоциональный подъем у детей. Это могут быть игровые ситуации, неожиданности, просмотр мультиков, «приглашение» на урок сказочных героев, «телефонный звонок» от литературного героя, ролевые и имитационные игры, инсценировка учебного материала и т.д.. Искусно создавая такие привлекательные для детей моменты на занятии, учитель открывает мозговой эмоциональный центр, который тесно связан с тем «фильтром» мозга, через который информация проникает в долговременную память.
Итак, психолого-педагогическое стимулирования работы головного мозга ребенка помогает решать самую большую проблему школьных программ для начальной школы - запоминание большого объема учебного материала.

Нет комментариев.

Отправка комментария