26.02.2013 |

Формирование основ экологической культуры

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами живой природы
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому культурно – экологическое воспитание и образование в целом должны быть ориентированы на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим миром. И я думаю, что фундаментом этой базы должен стать детский сад. Он должен стать основой,  на которой будет формироваться любовь детей к природе, родному краю, формироваться мировоззрение, способствующее развитию планетарного мышления человека нового поколения.   
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Это и определило цель моей педагогической деятельности – формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами живой природы.
Работу по экологическому воспитанию дошкольников в группе строила в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.). Дополнила ее содержание по указанному направлению парциальной программой С.Николаевой «Юный эколог» (1999г.), которая создана на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников и ориентированная на личностный подход к ребенку и его развитие.
         Вначале работы использовала диагностические методики, разработанные
С.Н. Николаевой и, ориентируясь на критерии, сформулированные в программе
М.А. Васильевой, определила уровень развития экологической культуры дошкольников. Затем, проанализировав результаты, выявила проблемные области в рамках реализации направления «Экологическое воспитание дошкольников».
Мною был составлен перспективный план, который помогал реализовывать   
поставленную цель, через решение следующих задач:
          уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
          формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека,
            животных и растений (питание, рост, развитие);
          формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях  
            внутри природного комплекса;
          обогащение и развитие речи детей;
          развитие познавательного интереса к окружающему миру;
          выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром 
          (правила поведения в природе);
          формирование эстетического отношения к окружающему миру;
          привитие трудовых природоведческих навыков;
          воспитание гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного 
            отношения к окружающему миру.
Понимая, что экологическое воспитание дошкольников неразрывно связано с формированием у них основ валеологической культуры, культуры здорового образа жизни, в своей работе использовала здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии и методики: В.Ф. Базарного, Г.В. Куранова, Ю.Ф. Змановского, А.И. Стрельниковой, Г.М. Чистяковой.
 Свою работу по экологическому воспитанию воспитанников начала с диагностики, которая была проведена в сентябре 2009 года. Диагностика проводилась на основе  «Программы воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой М., 2005г.) В начале первого года работы группы, наблюдался достаточно низкий уровень экологической культуры, не были сформированы  осознанно-бережные отношения к объектам живой природы, дети мало знали о человеке, как о биосоциальном существе.   Анализ знаний  детей по экологической культуре показал:
          высокий уровень –  0 %
          средний уровень –  55 %
          низкий уровень –  45 %
Дети испытывали затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Их суждения, умозаключения, сопоставления и анализ были бедны, отрывочны, не точны, логически не связаны друг с другом.
С целью повышения уровня экологической культуры в течение  двух лет изучали и закрепляли с детьми знания о растениях, птицах,  диких и домашних животных, об охране природы, растительном мире, водоемах и его обитателях, а также знания о Красной книге. Работу вела по нескольким направлениям:
1. Использовала метод наблюдения, так как решая различные познавательно-практические задачи при изучении с детьми новых знаний о растениях, животных, о связи человека с природой у них иногда возникали затруднения представлений о правильном и бережном отношении к  живой природе. Материал преподносила так, чтобы им было интересно, понятно, доступно, чтобы он соответствовал возрасту детей и давал толчок в достижении целей и овладении новыми знаниями. Ведь дети воспринимают все эмоционально. Радуются и удивляются, когда видят, как  попугай чистит свой клюв, на котором остались остатки корма, проявляя при этом сноровку и находчивость; бегут от собаки с визгом и криком; гладят кошку, теребя ей шерсть, так как не знают, как нужно поступить в данной ситуации. Такие впечатления надолго сохраняются в памяти детей, оставляют хорошие воспоминания и добрые чувства. Все это способствует проявлению заботливого отношения к объектам живой природы, если вовремя заинтересовать и дать возможность получить новые знания об уходе и бережном обращении с животными.
Метод наблюдения использовала и во время прогулок. Дети наблюдали за деревьями, любовались красотой осенних листьев. Зимой следили за инеем на деревьях, укрывали корешки кустарников и деревьев снегом, оберегая их от холода. Собирали во время прогулки обломившиеся веточки тополя, березы, ивы, приносили их в группу, ставили в вазу с водой. Наблюдали за появлением в вазе корней, за набуханием почек, за появлением первых листочков, отмечая все изменения в календаре наблюдений.  Выращивали на групповом подоконнике лук и укроп, а когда приходило время,  дети с удовольствием снимали  выращенный урожай, пробуя его на вкус.
Дети моей группы раньше ловили жуков, бабочек и отрывали им крылья, ножки,  топтали ногами червяков и муравьев, чтобы посмотреть, что из этого получиться, т.к. при тесном контакте с живыми существами хотели удовлетворить свое любопытство и втянуть насекомых в игру. Поэтому без  внимания и руководства, взрослых такое общение могло бы оказаться вредным и даже опасным, как для животных, так и для детей. Чтобы они не приносили вред себе и природе, проводила с ними наблюдения «Муравьи – санитары леса»,  беседы «Роль насекомых в природе», обращала внимание на их внешний вид, движения, повадки. Читала художественные произведения Е.И.Чарушина  «Заботливые муравьи», «Пчела – труженица» и другие, рассматривали красочные иллюстрации, играли в подвижные игры «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки», инсценировали басню И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»,  прослушивали в аудиозаписи стрекотание кузнечика, жужжание шмеля и писк комара, проводила открытое занятие на тему «Веселый рюкзачок», где дети узнали о пользе каждого насекомого в природе. Таким образом, в непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью появился интерес и любознательность, дети часто стали задавать вопросы: «Что это?», «Как?», «Почему?».В процессе наблюдения у дошкольников развивалось произвольное внимание. А знания, которые были получены путем разных форм работы, обычно, вызывали  у детей еще больший  интерес к  живой природе.
2. Окружающая детей предметно - развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Поэтому использую метод  проблемно-игрового обучения  не только на занятии, но и в совместной  деятельности с детьми, которая не только стимулирует познавательную активность, но и приучает детей к самостоятельному поиску решений проблемы. 
Когда я принесла первый раз в группу хомячка, то я увидела, как дети неумело обращались с ним. Давали животному понюхать то куклу, то мячик, предлагали покормить его кашей. А когда принесла попугая, то дети хлопали в ладоши, размахивали руками. Эти примеры свидетельствовали о стремлении  детей увидеть реакцию животных на появившийся  новый предмет. Такому стремлению узнать о животном я предавала воспитательную направленность, т.к. увидела, что причиной неправильного обращения с живыми существами является отсутствие соответствующих навыков и умений. Интерес ребенка к особенностям поведения животного надо удовлетворять, но лишь под наблюдением взрослого.
3. Чтение художественных произведений 
К.Д.Ушинского «Заяц и еж», В.Бианки «Первая охота», В.В.Маяковский «Что ни страница, - то слон, то львица». Я не просто читала книги, а вела с детьми беседу «Почему белые медведи не живут в лесу?» с рассматривание иллюстраций, чтобы выяснить, усвоили ли они то познавательное содержание, которое автор вложил в произведение, узнавала, какие чувства возникали у детей при чтении и почему. Во время бесед дети высказывали свои мысли, рассуждали, дополняли ответы своих товарищей, учились слушать и слышать.
4. Использование наглядного материала.
В свободное от занятий время предлагала альбомы для  рассматривания иллюстраций «В мире животных», «В мире птиц», «Животные в доме и в лесу»,  дети учились разговаривать голосами животных, узнавали их повадки через игру малой подвижности «Узнай, кто я?», дидактическую игру «Чья голова, чей хвост?», «Прыгает, бегает, летает, плавает». Вместе с детьми, используя технологию ТРИЗ, надевали костюмы и маски животных и составляли рассказы от первого лица. Инсценировали сказки «Лисичка – сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Крылатый, мохнатый, да масляный».  Учила детей придумывать и отгадывать загадки, рассказывала вместе с ними пословицы и поговорки о животных, птицах, насекомых и  даже рассуждали о народных приметах: «Кошка закрывает нос – к холоду», «Воробьи купаются в песке – к дождю». Решали с детьми логические задачи, которые помогали детям анализировать, сопоставлять, подключать все знания об объектах природы или явлениях. 
На занятиях и повседневной деятельности знакомила детей с животными гор и тропических лесов, саванны и пустыни, Арктики и Антарктиды, морей и океанов, рек и озер, а так же с животными Пермского края. На занятиях использовала макет «Животные жарких стран», «Арктика и Антарктида».  Рассматривали с детьми красочные иллюстрации, энциклопедии, картины «Осень», «Купание медвежат», «Грачи прилетели», «Зимующие птицы», которые помогают освоить и закрепить знания детей о природе; научить умению видеть взаимосвязь явлений природы и жизни животных; развивать мышление, внимание и речь и воспитывать эстетические чувства. А когда приезжал в наш город зоопарк, то посещали его всей группой.  Знакомила с Красной книгой, давая первоначальные представления о  возникновении, о  значении, ее особенностях; о том, как люди заботятся, как создают заповедники.  В группе оформлена Красная книга Пермского края (животные, растения, насекомые), подобраны буклеты о заповедниках и заказниках.
5. Труд в природе.
Аквариум с рыбами – это интересное и красивое зрелище. Сначала дети только лишь наблюдали, как я ухаживаю за рыбками. Они очень стремились действовать самостоятельно, т.к. им хотелось мне помочь. Сначала, я показала, как нужно менять воду в аквариуме, а затем находила способы включения ребенка в дела. Давала задания – помочь наполнить аквариум водой, промыть камушки и уложить их на дно, посадить с помощью взрослого водоросли. После проделанной работы дети видели результаты своего труда. Когда в чистой воде аквариума рыбки бодро плавали, дети понимали, что от чистоты аквариума зависит жизнь рыб, потому что все это способствует заложению основ гуманного отношения ребенка ко всему живому. Конечно, помощь ребенка не так уж велика, но дело не в этом, у ребенка формируется самосознание важности - он участвует в настоящих взрослых делах! А заодно начинает понимать, что завести животное существо не так-то просто: требуются знания, умения, усилия.
В процессе ознакомления детей с природой, воспитывала бережное отношение к ней, желание трудиться. Проявляя любознательность, дети часто срывали цветы, растения,  пугали птиц, не задумываясь о последствиях.  Поэтому я проводила беседы  «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека», занятия «Красная книга – сигнал опасности», «Растения под нашей защитой», «Птички – певички»  старалась объяснить и показать на конкретном примере что, бессмысленно срывая листик, цветок, они лишают его жизни и возможности дарить нам эту красоту и пользу.  Вместе с детьми сажали семена васильков, календулы, астр, каждый день поливали из леечек, наблюдали и ждали первых всходов. Они замечали, что сначала появляется корешок, затем стебелек, маленькие листочки и только когда они становятся более устойчивыми и крепкими появляются цветы. Дошкольники с удовольствием убирали сорняки и рыхлили землю, когда появлялась первая зелень. А когда зацветали цветы, дети переживали за сохранность растений, следили, чтобы их никто не срывал, а также с большим удовольствием любовались их красотой. Ведь участие в выращивании растений  воспитывает у детей ответственность за порученное дело и трудолюбие. Приучала ухаживать и беречь зеленые насаждения не только на своем участке, но и у себя во дворе, в парке, на улицах города. Учила так же заботиться о животных и птицах. Вместе с детьми делали кормушки, подкармливали зимой птиц и наблюдали за их поведением в разное время года, учились сравнивать и делали выводы, что без помощи человека птицам  приходиться очень трудно пережить зиму. По средствам чтения художественных произведений о дети знакомила с местом обитания, повадками, оперением и окраской птиц.
6. Исследовательская деятельность.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, поэтому я проводила с детьми опыты и эксперименты. Со всеми детьми проводили наблюдения за хлорофитумом. Ставили горшок с цветком на окно, листья становились светлыми с белыми полосками, затем убирали в более темное место и видели, что листья темнеют. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи. Поэтому в начале опыта предлагала детям высказать гипотезу об ожидаемых результатах, а в конце все обсудить и сделать выводы.   Дети сами делали выводы, что это растение светолюбивое, и может подсказать  нам  своей окраской листьев, где ему лучше.   Беседа с дошкольниками  о значении воды для всего живого на Земле помогла детям в проведении опыта за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Дети пипеткой капали воду на листья растений и смотрели, что будет с каплей. Наблюдали, как капельки с листочков сциндаптуса стекали, а на листочках фиалки оставались. В результате дети сделали вывод, что все растения с гладкими листьями можно протирать влажной тряпочкой или мягкой кисточкой (фикус, аспидистра, сциндапсус), а комнатные растения (фиалка, герань) можно только опрыскивать, так как у них на листочках есть маленькие ворсинки. Капельки с таких растений не стекают, а надолго остаются на листочках, напоминая утреннюю росу. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
7.Продуктивная деятельность. Учила рисовать птиц и животных, лепить их и конструировать их по типу «оригами»
8.Экскурсии на природу. При разработке содержания экскурсий использовала разнообразную информацию о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире, осуществила подбор наглядного и занимательного материала. Знакомила детей с правилами поведения в лесу, источниками загрязнения природы. В группе подобраны стихи, запрещающие экологические знаки, иллюстрации, картинки, игры: «Экологическая тропинка», «Пять признаков живого».
9.Для расширения представлений детей о явлениях и предметах природы использовала разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. Через них дети накапливали чувственный опыт, творчески осваивали приобретенные знания. Вовлекая ребенка в игру,  использовала особые приемы, побуждающие желание играть; помогала  действовать по правилам, решать игровые и обучающие задачи, при этом развивала познавательный, творческий потенциал ребенка, способствовала появлению адекватной самооценки и чувства «могу!» Дидактические игры включала как в самостоятельную деятельность, так и в часть занятия.
         10.Наличие у детей эстетического чувства является необходимым условием для восприятия и понимания искусства, т.е. умение находить в природе красивое и наслаждаться им.
          Так на занятиях по изобразительной деятельности мы учились рисовать сезонные  изменения в природе, животных и растения. Лепили не только животных Пермского края, а также жарких и северных стран; ягоды, грибы, овощи и фрукты. Конструировали  будки для собак, кормушки для птиц, выполняли объемные цветы из бумаги. Создавали аппликации способом обрывной бумаги «Волшебная птица»; используя собранные детьми осенью засушенные листья, была составлена композиция «Утки на озере», а еще рисовали деревьев в разные времена года,  диких и домашних животных нашего края. Во время экскурсий, прогулок готовили с детьми природный материал: сухие листья, шишки, веточки деревьев и кустарников, плоды рябины и шиповника, для  конструирования различных поделок.
          Большой вклад в ознакомление с природой вносила театрализованная деятельность. Дети передавали  свои знания, впечатления, отношение к природе в драматизации экологических сказок, в играх с разными видами театра.
          Во время трудовой деятельности дети близко соприкасаются с предметами и явлениями природы, накапливают конкретные знания о них, улавливают  некоторые связи между животными и растениями, воздействием на них человека. Систематическая работа на участке и в уголке природы (полив и уход за комнатными растениями, за аквариумными рыбками, черепахой), повышает интерес, прививает любовь и бережное отношение к объектам живой природы, воспитывает у детей взаимопомощь, трудолюбие и уважение к труду. Поэтому организовывала с детьми работу на земельном участке, которая доставляла им радость, развивая тем самым мышцы рук, укрепляя  нервную систему детей. Они  активно участвовали в выращивании растений, делая свою работу с желанием и старанием. Ведь выращивание цветов на групповом участке, рыхление почвы, удаление сорняков обучают детей простейшим приемам  труда. А если ребенок хотя бы раз занимался посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломает их, не рвет в последствии. 
          Движение на свежем воздухе во время ежедневных прогулок и наблюдений в природе, прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, подъем на пригорки  делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными. Во время прогулок и  режимных моментов играли в подвижные игры «Медведь и пчелы», «Дружные ребята», «Кот и мыши», а также в сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарный врач»,  «Фермер».
          Растения, накапливая лучистую энергию солнца, обогащают воздух,    необходимый для дыхания кислородом.  Большинство из них выделяет    летучие, сильно пахнущие вещества, которые убивают микробов возбудителей различных болезней. На прогулках дети вдыхают чистый  воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахами цветов и трав, что позволяет оздоровить их организм. Таким образом, в процессе ознакомления детей с природой происходит их физическое развитие и  укрепление здоровья.
          Исполнение песен, частушек, закличек, игр на музыкальных инструментах в самостоятельной музыкальной деятельности создают детям радостное настроение, желание показать свои способности и эмоции.   
Пребывание ребенка в детском саду – это постоянная смена деятельности. Такая взаимосвязь экологического воспитания с другими видами специфической детской деятельности дает детям непосредственно и опосредованно общаться с окружающим миром через разные виды деятельности в детском саду. 
Добиться максимально возможных результатов в вопросах повышения экологической грамотности воспитанников возможно только при постоянном взаимодействии с учреждениями образования и культуры, работающими в том же направлении.
Для всестороннего экологического развития детей я участвовала в реализации программ и проектов:
          Участие воспитанников в реализации задач программы «Я познаю мир», разработанный экологической библиотекой (филиал № 9 ЦБС).
Задачи цикла тематических занятий: помочь детям сделать свои первые шаги в познании природы; приобщать детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей.
В результате занятий дети узнали о разнообразии не только растительного, но и животного мира нашего края, связях между природой и человеком, о воздухе и его качествах и превращениях, о круговороте воды в природе, о солнце, его пользе и вреде, у них появился интерес к новым знаниям о природе.
Дети посмотрели видеофильмы: «Природа осенью», «Зима», «Живая и неживая природа», «Воздух», «Вода», «Лики Земли»; мультфильмы: «В лесной чаще»,  «На лесной поляне».
          Дети  прошли курс познавательных занятий эколого-валеологической направленности: «Маленькие братья», разработанные  специалистами станции юных натуралистов.
Цель: знакомить детей с социальными заболеваниями (СОЗ), нормами и правилами здорового образа жизни (ЗОЖ), лечебными свойствами объектов природы.
В результате занятий дети узнали, как можно избежать СОЗ, их профилактику, лечебные травы, кто из животных и как может лечить человека, у них закрепилось желание вести здоровый образ жизни.
          Организация экскурсии для детей в оранжерею станции юных натуралистов.
Цель: знакомить детей с миром комнатных растений и их значимости в жизни человека.
В результате экскурсий дети познакомились с многообразием комнатных растений, их размножением, узнали о пользе и вреде их для жизни человека,  у них появился интерес к их выращиванию в группе.
          Участие в реализации проекта «Веселый выходной», разработанный центром детского творчества «Гном».
Задачи проекта: активизировать детей и их родителей в выходной день; приобщить к театрализованной деятельности через изготовление кукол и постановку экологических сказок.
В результате реализации проекта у детей и их родителей появился интерес к изготовлению кукол для театра, проснулись актерские способности. Дети через постановку сказок «Кто сказал мяу?», «Сказка о глупом мышонке» в очередной раз закрепили знания о взаимосвязях в природе. Такая работа помогает активизировать интерес не только детей, но и их родителей.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей,   между предметами и явлениями не возможно было бы без помощи родителей. Нами было проведено анкетирование: «Любите ли Вы природу?». Проанализировав анкеты, наметили работу по просвещению родителей, повышению их психолого-педагогической компетенции:
          Провели собрание на тему: «Природа – кладовая для всестороннего развития ребенка», «Бережное, внимательное отношение к природе – положительная черта, характеризующая степень воспитанности человека».
          Приготовили и познакомили с материалом на темы: «Наблюдайте с детьми за природой!», «Пришла весна - красна», «Зимушка – зима», «Любите и берегите природу!», «Зеленый мир на окне».
          Оформили папки – передвижки: «Природа родного края», «Растительный мир Прикамья», « Воспитание любви к животным».
          Индивидуальные консультации: «Значение экологического воспитания в жизни ребенка», «Летний отдых с ребенком на даче», «Как читать с детьми книги о природе», «Дружим с природой – развиваем речь».
Взаимодействие с родителями. В своей работе с родителями старалась достичь понимания, взаимоуважения, доверия, поддержки. Они откликались на мои предложения и участвовали в мероприятиях: «В лес за здоровьем!», «Папа, мама, я – спортивная семья!»,  «Эх, печеная картошка!», «Витаминная азбука», «Дружим с елочкой!». Помогали подыскивать иллюстрации, картинки, фотографии, буклеты. С помощью родителей была создана мини-библиотека для детей, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии, экологические журналы «Твои веселые друзья зверята», а также коллекция  DVD фильмов о растениях и животных.
Привлекала их к созданию комфортных условий для организации  прогулок детей, занятий, игр на воздухе для осуществления задач экологического воспитания, эстетических чувств и трудовых навыков. Родители нашей группы приняли активное участие в проекте «Березовый рай» в номинации «Лучший летний участок». Создали условия на групповом участке для физкультурно–оздоровительной работы, для совершенствования здоровьесберегающих технологий на территории участка, для рационального его использования, для повышения результативности учебно–воспитательной работы на прогулках, формирования у детей знаний о взаимосвязи растений и животных в естественных условиях, воспитании патриотических чувств и желании оберегать и приумножать природу родного края. В этом проекте наша группа заняла I место. Родители принимали участие в конкурсе «Природа и фантазия», готовили поделки из бросового материала, а  так же в изготовлении макетов «Двор будущего». Рисовали с детьми плакаты «Берегите природу!», «Созидая, не разрушайте!», «Берегите первоцветы!», заняв I место по ДОУ и  приняв участие в конкурсе СЮН. Принимали участие в конкурсе стенгазет «Семья и дети», «Лето красное пришло!».
Общаясь с родителями, давала советы, на что нужно обратить внимание, какие игры и пособия предложить ребенку, чтобы занять его дома. Старалась объяснить родителям, что мы единомышленники и хотим, чтобы наши дети росли всесторонне развитыми, чтобы у них был интерес, любовь и бережное отношение к объектам живой природы. 
Итоговая диагностика, проведенная в мае 2011 года, показала значительную динамику уровня сформированности экологической культуры у воспитанников группы:
          высокий уровень – 65 %
          средний уровень – 35 %
          низкий уровень – 0 %
Видна положительная динамика: высокий уровень повысился на 65%, средний повысился на 20 %,а низкий понизился на 45%.
Диагностика результатов знаний и умений показала, что с ними стало интересно беседовать, они научились поддерживать разговор, высказывать свои мысли, у них обогатился и активизировался словарь.
Мои выпускники пошли в 1 класс в сентябре 2011 года с хорошими знаниями о природе. При беседе с учителями, родителями  приятно слышать хорошие отзывы о своих выпускниках, их знаниях, интересах к природе и знаниям окружающего мира. 89% выпускников успешно прошли входное тестирование, а по итогам первого полугодия 2008г. в результате бесед с учителями начальных классов выявлено, что дети легко адаптировались к обучению в школе.    
Хочется отметить, что в результате бесед с родителями выпускников группы, учителями начальных классов школ можно сказать, что моя работа с детьми по экологическому воспитанию прошла не зря. Дети с удовольствием занимаются на уроках окружающего мира, показывая хорошие результаты, 35% (7 человек) посещают учреждения дополнительного образования, предлагающие услуги экологического содержания (Станция юных натуралистов, центр детского творчества «Гном», Центр научно-технического творчества), 45% детей записаны в экологическую библиотеку № 9.
Родители и учителя отмечают, что у детей сохраняется заинтересованное, заботливое, бережное отношение к окружающему миру, они участвуют в разных конкурсах, их работы были отмечены грамотами и призами. Такие результаты стали возможными, благодаря совместной работе воспитателей, педагогов детского сада и семьи.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром  природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов); сравнение (дети находят сходства и различия разных природных объектов); умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и среде обитания); обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Вследствие проделанной работы  ко времени поступления детей в школу у них возникло желание и готовность к получению новых знаний. Дети умели рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, воспринимать окружающий мир  во всем его многообразии, ориентироваться в нем. Получили развитие мыслительные способности детей, расширился круг знаний детей.
Таких результатов невозможно было бы получить без систематической планомерной работы в соответствии с разработанными планами, а также без тесного взаимодействия со специалистами дошкольного образовательного учреждения и социумом и, конечно же, уважения и понимания со стороны родителей воспитанников.
Список  литературы:
1). Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных», Ярославль,  1997г.
2). Бесова М.А. «Познавательные игры для детей от 6 до 10», Ярославль, 1997г.
3). Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», Москва, 2005г.
4). Елькина Н.В., Мариничева О.В. «Учим, детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, 2001г.
5). Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва, 2003г.
6). Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников», Москва, 2001г.
7). Уланова Л.А., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет»,  Санкт-Петербург, 2007г.
8). Федотова А.М. «Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях», Пермь, 1990г.
Автор: Кучина Алсу Растамовна МБДОУ «Детский сад № 72» воспитатель I квалификационной категории
___________________________________
Вы знаете какие существуют программы для архивирования файлов? Их достаточно много, но лучше, конечно, скачать winrar и наслаждаться качеством и быстротой работы этой утилиты. Эта программа определенно облегчает работу пользователя ПК и имеет множество преимуществ.

Нет комментариев.

Отправка комментария