01.01.2013 |

Урок развития речи «Пришла зима - волшебница».

Цель: учить учащихся самостоятельно составлять рассказ, сказку на основе вспомогательных слов и данного плана; учить правильно строить текст, предложения; развивать наблюдательность, образное мышление; устное и письменная речь; воспитывать любовь к природе, стремление к творчеству.
Форма работы: работа в дифференцированных группах.
Оборудование: магнитофон, диск, картины Ж.Уолл, карточки с заданиями для групп.
Ход урока:
I. Организация класса.
Сейчас у нас урок  развития речи. И начнем мы его музыкальной минуткой.
II. Закройте глаза и послушайте (звучит музыка Георгия Свиридова «Метелица»).
- Какая картина возникает в вашем воображении? Какие чувства пробуждает эта мелодия?
Справка
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
Ответ (Снежинки)
Так, дети, вы слушали мелодию Георгия Свиридова «Метелица». Представьте, что на землю летит много - много снежинок. Ветерок кружит с ними в вальсе. Они слегка опускаются на землю и укрывают тропы, дорожки, дома, деревья, кусты, поля.
И делают все вокруг белым, чистым, пушистым, праздничным. И хотя зима в этом году задержалась, мы сегодня так хорошо поработаем, что зима проснется и возьмется за выполнение своих обязанностей.
III. Сообщение темы урока.
Мы будем работать в группах и напишем рассказы, сказки о зиме, объединенные темой «Пришла зима волшебница».
IV. «В художественной мастерской».
- А кем вы представляете зиму?
Одни представляют ее старой бабушкой, другие - холодной красавицей. Я предлагаю вам картины известной английской художницы Жозефины Уолл. Она работает в стиле фэнтези. «Фантазия дает мне возможность изображать мир таким, каким бы я хотела его видеть». (Ж.Уолл).
Своих персонажей Жозефина создает с помощью ярких красок в синих, желтых, сиреневых оттенках. Кем мы видим зиму на рисунках?
- Какая она - добра или зла? (Красивая, добрая, холодная, сказочная).
V. «Назови признак предмета» (для групп дается по 1 слову, каждый член группы должен назвать по 1 признаку).
Снег - холодный, блестящий, белый, мягкий, глубокий, пушистый, легкий, чистый, грязный, мокрый, хлопья, сухой, серебряный, рассыпчатый.
Зима - морозная, снежная, холодная, жестокая, волшебная, хрустальная, сказочная, суровая.
Мороз - большой, крепкий, февраль, сильный, жгучий, трескучий, суровый.
Снежинки - беленькие, легкие, пушистые, холодные, кружевные, серебристые, невесомые.
VI. Игра «Дополни предложение»
Многие признаки у красавицы - зимы.
1) Светит, да не греет (солнце).
2) падает белый, пушистый (снег).
3) Водоемы покрыты прочной (льдом).
4) На деревьях серебрится (иней).
5) На небе тяжелые, серые (облака).
6) Трещит февраль, жгучий (мороз).
7) Свищет холодный колючий (ветер).
8) На окнах кружевные (узоры).
VII. Работа с пословицами.
В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
Солнце блестит, а мороз трещит.
Много снега - много хлеба.
VIII. Физкультминутка (дети выполняют движения под стихотворные строки)
Топают маленькие ножки,
Топчут по снегу дорожки,
Ручки согревают,
Вот так спинки прогибают,
С горы на санках
Прыгнем, как кенгурята.
От прогулки зимней
Будут здоровы ребята.
IX. Работа в 4 группах (составление 2 рассказов, 2 сказок по данному плану и вспомогательными словами).
Сказка «Спасенный зайчик»
План:
 1. Кто жил под елкой?
2. Время года наступило?
3. Почему расстроился зайчик?
4. Кто помог зайчику?
5. Настоящие друзья.
Вспомогательные слова: В дремучем лесу, жил зайчик, все покрылось белым пушистым одеялом, зайчик расстроился, у него до сих пор серая шубка, волк и лиса не спят, узнала белка, решила помочь косому, соткала из снега полотно, сшила новую шубку, стали настоящими друзьями, друзья познаются в беде.
Зима
План:
1. Время года наступило?
2. Что сделала зима? (Земля, небо, Солнце, температура воздуха).
3. Что надели дерева?
4. Какая зима?
Вспомогательные слова: На тройке белых лошадей, все вокруг покрыла снегом, часто набегают темные тучи, сыплются кружевные пушистые снежинки, Солнце светит, да не греет, потрескивает мороз, деревья надели белые полушубки, елки в зеленых платьях, красивая и веселая пора.
Придумайте и запишите предложения о зиме:
1. Какая зима наступила?
2. Падающей с неба?
3. Чем покрылись реки, озера?
4. Какой воздух зимой?
5. Как живется в это время птицам?
6. Что люди делают для них?
7. Что делает медведь?
8. Легко из - под снега добывать корм кабанам, оленям, косулям?
9. Что делают зимой дети
Вспомогательные слова: морозная, снежная, легкие пушистые снежинки, покрылись льдом, холодный морозный, холодно и голодно, делают кормушки, спит в теплой берлоге, катаются на лыжах, коньках, санках, лепят снежную бабу.
Сказка «Путешествие маленькой снежинки»
План:
1. Какое было утро?
2. Появившееся на небе?
3. Что посыпались с облака?
4. Одна любопытная снежинка отделилась от подруг.
5. На ладошке у Оксаночки.
6. Колядники.
7. Игры с маленьким щенком.
8. Ковер из подружек - сестер.
Вспомогательные слова: обычное зимнее утро, поскрипывал белый снежок, серебром переливался под лучами солнца, посыпались легкие снежинки, они кружились в одиночку и парами, играли ветерком, полюбовалась снежинкой и дунула, чтобы та не растаяла у нее в ручке, полетела к окошку хижины, увидела колядников со звездой, потом поиграла с маленьким щенком, которое хотело его поймать, слегка опустилась на землю, присоединилась к своим сестричек.
X. Дети зачитывают произведения. Оценивание.
XI. Домашнее задание.
Дома каждый из вас должен составить небольшой рассказ о зиме из 5 - 6 предложений. Лучшие будут занесены в книгу «Мое творчество».
XII. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
Я думаю, после нашего урока Зима проснется и вспомнит о своих обязанностях.
________________________________________
Вот и наступил Новый год. Для кого-то празднования прошли спокойно, а вот у моей подруги все закончилось разбитым стеклом на мобильном телефоне. Что поделаешь - скользко. Хорошо, что помогли умельцы из сервисного центра Service-labs. Процедура iphone замена стекла в умелых руках мастера заняла всего 20 минут. Желаем вам поменьше огорчений в наступившем году и побольше приятных мгновений!  


Нет комментариев.

Отправка комментария