12.01.2013 |

Урок обучения грамоте «В гости пришла белоснежная зима»

Тема. Итоговый урок обработки изученной буквы «з» («зе»).
Цель:
- закреплять у учащихся умение читать слова и текст с изученными буквами методами эйдетики;
- развивать фонематический слух, наблюдательность, внимание, логическое мышление, память, творческую фантазию;
- воспитывать любовь к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации зимы, магнитофонная запись, снежинки, рисунки различных животных, таблицы складов, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организация класса.
Приветствие.
- Встаньте, дети, все ровненько,
Улыбнитесь хорошенько.
Поздоровайтесь с гостями
Кто сегодня вместе с нами
- Дети, в народе говорят: «Добрый гость - дому радость». Надеюсь, что вы, как и я, рады нашим гостям.
II. Психологическая установка. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
III. Минутка эйдетики.
- Как всегда, наш урок начнем минуткой эйдетики. Вспомните, откуда взялось такое название «Эйдетика»?
(Дети рассказывают).
- Внимательно смотрите на иллюстрации и находите ассоциации с этим словом, которое я буду называть.
(Подбираю слова, в которых есть буква «З»: коньки, зебра, мороженое, зоопарк, санки, мороз, зайчик, Незнайка, зима, каток. Затем показываю иллюстрации еще раз, а дети должны назвать слова, которые я называла и объяснить, почему они их запомнили).
- Молодцы. Эти слова нам еще понадобятся на уроке.
IV. Мотивация учебной деятельности.
- Дети, к нам на урок пришла еще одна гостья, волшебная, необычная.
На снежинках, которые вы видите на доске, было написано, кто она, но ветер подул и их перевернул.
1. Отгадывание загадок.
- Надо загадки отгадать, чтобы гостье к нам дорогу дать. Хотите узнать, кто она? Тогда слушайте!
  1) Длинные уши, короткий хвост -
      Ест капусту и морковь. (Зайчик).
  2) Не имеет своих рук
      А узоры рисует вокруг. (Мороз).
  3) Высекают лед, режут снег,
      Оставляют странный след ...
      А какие быстрые они!
      Это, конечно же ... (коньки).
  4) Лежало, пока лежалось,
      А припекло солнце,
      То и следа не осталось. (Снег).
          (Открылось слово «Зима»)
2. Создание ассоциативной паутинки.
- Молодцы, отгадали, кто наша гостья. Зима принесла нам свою песню. (Грамзаписи П. Чайковского «Времена года. Зима»). Выберите иллюстрацию, которая больше всего подходит к этой музыке? Давайте подберем слова, которые возникают у вас в воображении при слове «зима».
(Зима: снег, мороз, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка, Снежная баба, холод, перчатки, сапоги, шуба, саночки, каток, коньки, лед, сосулька, лыжи, снежки, Новый год, Рождество ...)
- Я очень довольна, что вы так хорошо поработали. Дети, зима знает, что мы сейчас учим букву «з» и, когда бежала к нам, решила взять с собой своих друзей, в именах которых тоже есть буква «з», чтобы они посмотрели, как мы можем работать. Итак, помогайте мне рассказать, как зима спешила к нам. «Был сильный мороз. Зима решила зайти в зоопарк и взять с собой друзей: Зайчика и зебру. Зайчика она нашла на катке, он катался на коньках. А Зебра спускалась с горки на санках. По дороге они встретили Незнайку, который ел мороженое. Он попросился к нам, чтобы чему-то научиться. И вот они здесь ».
(Подчеркнутые слова говорят дети, когда я показываю эту иллюстрацию).
3. Повторение изученного на предыдущем уроке.
- Но перед тем, как получить задание от наших гостей, давайте вспомним, что мы знаем о букве «з».
- Какие звуки она обозначает? Когда буква «З» обозначает звук [з ']? (Когда после нее стоит «и»). Охарактеризуйте эти звуки. Какие они? (Согласные, потому что произносить их нам мешают зубки, звонкие, потому что произносятся с помощью голоса).
- Вспомните, какие звуки произносятся так же, но без голоса? (Звуки [с], [с ']. Это - глухие согласные.)
 - Как называются такие согласные, которые отличаются голосом - звонкостью - глухостью? (Парные звонкие и глухие согласные.)
 V. Актуализация знаний. Сообщение темы и задач урока.
- Дети, Зима пришла к нам не просто так, а посмотреть, чему мы научились за период обучения в первом классе. Она с друзьями принесла нам разные задачи, с которыми нам нужно справиться.
1. Чтение слогов с изученной буквой «з».
- Первую задачу предлагает вам Зебра. Она приглашает нас покататься с горки на ее саночках. Скажите, что легче: подниматься на горку, или спускаться? Так и мы сейчас будем на горку подниматься медленно, а спускаться быстро. Согласны? Тогда начинаем!
                       зе  зе
                   зі            зі
            зи                        зи
        зу                                  зу
    зо                                           зо
за                                                      за
2. Артикуляционная зарядка. Работа над изученными скороговорками.
- Молодцы. Зебра довольна. А Зайчик хочет услышать, какие мы знаем скороговорки. Расскажем ему? Пожалуйста! (Дети рассказывают скороговорки, которые знают).
3. Работа с таблицей закодированных слогов.
- А еще Зайчик хочет посмотреть, умеем ли мы составлять слова по закодированной таблицы слогов. Перед вами - такая таблица. Я называю вам код, а вы составляете слова с этим составом.

     А
    О
    У
    Е
      Ы
      И
    В
      1
     2
     3
     4
     5
     6
    Ш
     7
     8
     9
     10
     11
     12
    Д
    13
    14
    15
    16
    17
    18
     З
    19
    20
    21
    22
    23
    24
4. Игра «Хорошо - плохо»
- Зима хочет знать, чем она вам нравится, а чем нет. Предлагает вам игру «Хорошо - плохо». Сейчас мы разделимся на 2 команды. Одна команда будет защищать зиму, а другая - осуждать. (Дети называют хорошие и плохие качества зимы).
VI. Физкультминутка.
Кто-то из вас успел устать,
И на парту лег поспать.
Надо дружно нам всем встать,
Физкультминутку чтоб начать.
VII. Работа над новым материалом. Текст «Веселая зима».
1. Знакомство с текстом. Чтение текста учителем.
- Зима принесла нам текст, который называется «Веселая зима» и предлагает проработать его. Послушайте его, пожалуйста.
Веселая зима
Наступила зима. Дни стали короткие. Мороз украсил узорами окна.
Улице папа залил каток. Мы стали на коньки - и на каток!
А Дима посадил Лизу на сани и везет.
Зима морозная, но веселая!
2. Словарная работа. Чтение слов, которые трудно произносятся.
- Перед тем, как прочитать текст, мы поупражняемся в произношении некоторых слов. (Слова «украсил» и «узоры»). Читают девочки, теперь мальчики. Теперь все вместе тихонько, а теперь - громко. Что эти слова означают? Иным словом можно заменить слово «узоры»?
3. Чтение текста детьми хором.
- Какие имена вы услышали в этом тексте?
- Что нарисовал Мороз?
- Чем занимаются дети зимой?
4. Чтение текста методом графических ассоциаций. Чтение предложений лучшими учениками.
- Первое предложение читает ... Дети, как мы можем изобразить первое предложение одним рисунком? (Снежинки).
Второе предложение читает ... А как мы можем изобразить второе предложение? (Короткая юбка).
Третье - окно.
Четвертое - ведро,
Пятое - коньки,
Шестое - саночки,
Последнее - улыбка.)
(Все рисунки, которые говорят дети, я рисую на доске).
5. Воспроизведение текста рисунками.
- Вот мы изобразили текст рисунками. Давайте теперь перескажем его за этими рисунками.
6. Проверка понимания прочитанного методом связных ассоциаций (по иллюстрациям).
- Дети, давайте еще раз вспомним, какие слова спрятаны в иллюстрациях. (Помнится). Под иллюстрациями вы видите цифры. Ваша задача: я задаю вам вопрос, а вы находите ответ по иллюстрациям, но не говорите вслух это слово, а показываете цифру, которая находится под данной иллюстрацией. Поняли задание?
- Какое время года наступило?
(Дети должны показать цифру, которая размещена под иллюстрацией, что ассоциируется со словом «зима»).
- Кто украсил окна узорами? (Мороз).
- Что одели дети на ноги? (Коньки).
- Куда Дима посадил Лизу? (На саночки).
7. Игра «Найди ошибку».
- Незнайка тоже читал этот текст, но когда начал его пересказывать, все напутал. Поможем ему найти ошибки?
- Наступила весна. Мороз испачкал узорами окна.
В комнате папа залил каток. Дедушка стал на коньки - и на каток! А Дима посадил малую Марийку на сани и везет. Зима морозная, но грустная.
(После каждого прочитанного мною предложения дети находят ошибку и исправляют ее).
8. Физкультминутка. Игра «Фантазеры».
- Пофантазируем? Для этого один ученик скажет слово - название предмета, а второй - слово, указывающее на живой предмет
- Молодцы. А сейчас придумываем необычные, интересные предложения или словосочетания с этими словами. (Дети придумывают предложения).
9. Выборочное чтение.
- Найдите в тексте предложения, в котором есть слово «мороз» и зачитайте его. (Слово «мороз» я не говорю, а показываю иллюстрацию, которая ассоциируется со словом «мороз»).
- Найти предложение, в котором есть слово «сани».
VIII. Итог урока.
 - Дети, понравился вам урок?
 - Кто приходил к нам в гости?
 - Какие задачи вам больше всего понравились?
- Довольны ли вы своей работой?
- Зима тоже очень довольна. И в следующий раз приедет снова к нам. А сейчас она хочет подарить вам портреты своих друзей: Деда Мороза, Снегурочки и Снеговичка. (Раздаю детям портреты друзей Зимы).
Пусть они вам напоминают о уроке.
 - Давайте попрощаемся с Зимой и нашими гостями. Приходите еще!
_____________________________________
Как говорят японцы - в своей жизни надо раз в пять лет что-то менять: работу, увлечение или хотя бы сделать ремонт в своей квартире, чтобы сменить обстановку. Ремонт - это конечно хлопотное дело, но если прислушаться к советам специалистов, посмотреть видео оклейка стен обоями своими руками или отделка стен декоративной штукатуркой, то результат будет достигнут с меньшими затратами и усилиями в более кратчайшие сроки.

Нет комментариев.

Отправка комментария