29.12.2012 |

Интегрированный урок "Быть человеком"

Тема: "Быть ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ!"
(Компаративный урок-размышление по теме "сказки" с использованием произведений литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства).
Цель: Дидактическая - учить школьников пользоваться литературоведческими понятиями для выявления художественного своеобразия произведения; формировать умение сравнивать методы литературы, музыки и изобразительного искусства.
Учебная - дать учащимся представление о приемах создания художественного образа в литературе, музыке и живописи.
Воспитательная - способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, учить видеть прекрасное в жизни и произведениях искусства.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова "Иван-царевич на сером волке, сказка "Царевна-лягушка", стихотворение Ю. Кузнецова "Атомная сказка", слайды "Декоративно-прикладное искусство России и Украины".
Тип урока: нетрадиционный
Эпиграф: Быть Человеком!
Слышишь - Че-ло-ве-ком!
Глядеть на мир влюблённымы глазами
и чувствовать, что Все тебя подвластны ...
Прекрасная жизнь! Четырежды прекрасная
планета, на которой ты хозяин.
Е. Межелайтис
Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщения темы, цели, задач урока.
III. Работа по теме урока:
1. Мотивация обучения
Слово учителя (читает эпиграф к уроку)
- Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Оптимистичным, чувством радости, веры в человеческие силы и возможности, чувством ответственности)
- Почему слово "человек" написано с большой буквы? Каким должен быть человек? (Честным, человечным, щедрым, добрым, отзывчивым, смелым, благородным, справедливым, любить людей, природу, уважать старших, родителей, не обижать беззащитных, слабых)
Вывод: человек должен иметь не только ум, но и душу. Разум и душа человека развиваются в течение всей его жизни: в семье, в учебных заведениях, в коллективе, в обществе (сделать записи в тетради)
  Цель нашего урока - понять, зачем человеку нужна душа. Можно обойтись без нее? Нужна ли она продавцу, летчику, инженеру, врачу? И в этом нам поможет сказка. Мы отправимся в путешествие в страну сказок и возьмем с собой советчика - ее величество Мнение. Почему мы не сможем без нее обойтись?
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
А. С. Пушкын
2. Инсценировка сказки "Журавль и Цапля"
  3. Восприятие учебного материала
а) Беседа:
- На какие группы разделяют сказки? (Сказки о животных, бытовые и волшебные)
- К какой группе сказок можно отнести сказку "Журавль и Цапля"? (До сказок о животных)
- Можно Журавля и цаплю назвать глупыми, нерасторопными? (Нет, ибо они понимали, что одному очень трудно жить)
  - А почему они остались одинокими? (Они не умели дружить, не умели уступать другому, думали только о себе)
  - Можно ли назвать их счастливыми? (Нет) А чего им не хватает для счастья? (Души, доброты)
  - Хотели бы вы, чтобы ваши товарищи были бездушными? (Нет) Значит, людям нужна душа, душевность, человечность?
Вывод (запись на доске и в тетрадях):
  Добро                                                   Зло
положительное, хорошее, полезное    все плохое, неприятное, вредное
Отношение автора (народа)
прославляется                                       осуждается
б) Сравнение волшебной сказки и иллюстрации
Слово учителя:
  Во всех сказках идет борьба между добром и злом, за счастье человека. Представить это наглядно нам поможет репродукция картины В. Васнецова "Иван-царевич на сером волке "
- Под впечатлением какой сказки художник написал эту картину? (От российской народной "Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке).
Чтобы представить харатер героев картины, понять ее главную мысль, надо обратиться к сказке, вспомнить ее содержание. И в этом нам поможет карта-
источник 1
Карточка-информатор 1
  "Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке"
Позитивные                         Негативные
Иван-царевич                      Дмитрий-царевич
Царь Вислав  Анронович    Василий-царевич
Серый волк
Царь Долмат
Царь Афрон
Елена Прекрасная
Черты характера
Скромные, правдивые, ответственные,                       Жестокие, алчные, коварные,
добросовестные, внимательные, заботливые,             мстительные, безжалостные, завистливые,
люди слова и чести,                                                        нечестные, безответственные
в) Беседа:
- К какой группе сказок мы отнесем "Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке"?
(До волшебных)
- Какая композиция волшебных сказок?
  (Сказка начинается с поговорки, а завершается концом; приключения героев повторяются трижды; число "три" имеет значение "Много")
- Где происходит действие сказки?
- Кто помогает Ивану-царевичу в сказке?
  (Серый волк)
- Как Иван-царевич относится к отцу, к братьям?
  (Любит, уважает, над братьями не насмехается, не хвалится, что принес домой перо жар-птицы)
- Как он выполняет поручение отца?
(Добросовестно)
- Почему он не смог остаться дома, когда братья отправились в путь?
(Совесть не позволила)
- Почему волк начал ему помогать?
  (Он не мстил волку, не ругал его, не оскорблял, не собирался убивать, понимал, что сам выбрал свою судьбу. Он скромный, правдивый, самокритичный, безхитрий)
- Чем привлек Иван-царевич внимание Елены Прекрасной, что ей в нем очень понравилось - его ум или душевные качества?
  (Душевные качества, его отношение к волку, умение дружить, быть добрым и внимательным)
- Кто убил Ивана-царевича?
(Родные братья)
- Что можно сказать о братьях?
(Они оказались хуже волка)
Слово учителя:
Теперь обратимся к репродукции. Художник погружает нас в мир сказки. Лесной пейзаж, конкретный и фантастический, создает атмосферу таинственности.
- Какие цвета преобладают в картине?
(Темные)
- Какие силы они символизируют?
(Злые)
- Почему темного цвета больше?
(К сожалению, в мире очень много зла)
- Какие цвета использует художник для зоображення Ивана-царевича и Елены Прекрасной?
  (Светло-коричневый, теплый цвет для Ивана-царевича, что подчеркивает его душевность, и голубой, розовый, светло-желтый для изображения Елены Прекрасной - эти цвета гармонируют с ее молодостью и душевной чистотой. Тщательно изображена одежда героев, он подчеркивает их социальное положение.
  Теплые тона использованы и в изображении волка. Светлые и теплые тона передают симпатию художника к героям.
- О чем художник хочет предупредить людей своей картиной?
  (Жизнь - это борьба. За счастье надо бороться, а для этого нужны смелость, честность, душевная доброта)
г) Анализ стихотворного произведения
Слово учителя:
Дети, задумывались ли вы над тем, к чему может привести наличие только ума и отсутствие душевных качеств? Чтобы вам было понятнее, проанализируем стихотворение поэта Ю. Кузнецова "Атомная сказка" (ученик читает наизусть, опережающий задачи)
Атомная сказка
                                                               Атомная сказка
                                                   Эту сказку счастливую слышал
                                                   Я уже на теперешний лад.
                                                   Как Иванушка во поле вышел
                                                   И стрелу запустил наугад.

                                                   Он пошел в направленьи полёта
                                                   По сребристому следу судьбы,
                                                   И попал он к лягушке в болото,
                                                   За три моря от отчей избы.

                                                   - Пригодится на правое дело! -
                                                   Положил он лягушку в платок,
                                                   Вскрыл ей белое царское тело
                                                   И пустил электрический ток.

                                                   В долгих муках она умирала,
                                                   В каждой жилке стучали века,
                                                   И улыбка познанья играла
                                                   На счастливом лице дурака.

д) Работа с карточкой-информатором 2.
карточка-информатор 2
Сказка "Царевна лягушка"                           Сказка на современный лад
Счастливая
                                                   Главные герои
Иван-царевич                                               Иванушка
Лягушка (Василиса Премудрая)                  Жаба
                                                   Поступки героя
Сжалился над лягушкой,                              рассек тело,
медведем, зайцем, щукой.                            пустил электрический ток
Полюбил Василису Премудрую                   (лягушка умирала в долгих муках)
Боролся за счастье,                                        стал счастливым от процесса познания
принес счастье другим,                                 стал счастливым
                                                   Отношение автора
Симпатизирует                                                       осуждает
Герой человечный                                                  Герой безжалостный
IV. Подведение итогов урока
1. Слово учителя:
Вывод: убийство ради  науки - это преступление.
"Свободный микрофон": Как вы думаете, почему Ю. Кузнецов назвал свое стихотворение "Атомная сказка"? С какими существительными ассоциируется слово "атомная"?
(Атомная энергия, атомная бомба, атомная война)
- Итак, к чему может привести отсутствие человечности?
(До войны)
- Какие последствия имело открытие атома?
(Создание атомных подводных лодок, атомных электростанций, атомной бомбы. Хиросима, Нагасаки, Чернобыль. Это стихотворение-предостережение)
- Давайте ответим на главный вопрос нашего урока: нужна человеку душа? Для чего?
(Приносить счастье и радость другим. Люди с богатым душевным миром создают сказку в реальной жизни: произведения живописи, музыки, замечательные произведения декоративно-
  прикладного искусства. Люди, которые не имеют таких душевных качеств, все разрушают)
2. Демонстрация слайдов "Декоративно-прикладное искусство России и Украины"
V.Домашнее задание: Написать произведение "Прекрасная планета, на которой ты хозяин".
____________________________________
Хотите приобрести стационарные бассейны, но не знаете где их можно купить? Загляните в каталог товаров и услуг Промзона - там вы сможете найти нужную информацию и осуществить свою мечту.

Нет комментариев.

Отправка комментария