10.08.2012 |

Конспект проведения занятия по разделу Природный материал Лесная школа.

Конспект проведения занятия по разделу «Природный материал» «Лесная школа».
Цель: Знакомство детей с приемами изготовления поделок и панно, развитие умения самостоятельно составлять композицию для украшения жилья.
Задачи:
1. Формировать у детей разного возраста навыки и умения подбирать разнообразный природный материал для изготовления задуманной поделки.
2. Развивать у детей наблюдательность, умение придавать поделке выразительность путем передачи характерных движений, поз, признаков внешности, использования элементов одежды.
3. Воспитывать доброжелательность, уважение к интересам других детей при распределении работы, аккуратность в обращении с природным материалом.
Материалы и инструменты: 
• сосновые шишки,
• иголки сосны или семена клена (липы),
• глина (пластилин),
• образцы поделок
• пластилин (глина),
• стеки,
• коробки с разным природным материалом.
Формы проведения занятия: индивидуальная и групповая. 
Методы проведения занятия: 
- «труд рядом», «труд вместе» - для детей дошкольного возраста;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Ход занятия
Игровая мотивация. 
Инструктор по труду одновременно организует работу с детьми двух подгрупп – дошкольники (5 – 7 лет) и дети младшего школьного возраста (7-10 лет).
Начинается занятие с рассказа истории, которая однажды случилась в лесу: «Готовились лесные звери (лисята, медвежата, волчата) и птицы пойти в лесную школу. Прознала об этом Баба Яга, рассердилась и решила превратить их в шишки, желуди, ветки и разбросать по лесу. Как сказала Баба Яга, так и сделала. Все ее проказы увидел старый филин. Он решил помочь лесным зверям: собрал шишки, ветки в коробки и принес к нам в Центр. Он сказал, что только вы можете расколдовать их». (Показывает коробки с природным материалом) Затем инструктор по труду спрашивает детей, согласны ли они помочь лесным зверям и птицам.
Инструктаж по технике безопасности: Обратить внимание детей на правила работы с пластилином, со стекой. Быть внимательными и доброжелательными, т.к. трудимся в коллективе.
Показ способов выполнения работы. 
Инструктор по труду ставит перед младшими школьниками, сидящими за столом, коробки с природным материалом и образцы различных поделок. Предлагает им вспомнить приемы работы с пластилином для соединения деталей поделки. Обращает внимание на то, что можно сделать такие же поделки или придумать собственные.
Дожидается, когда дети договорятся и начнут работу.
Педагог переходит к детям другой подгруппы (дошкольники) и показывает им коробку с сосновыми шишками: «А в этой коробке маленькие ежата вот этой мамы - ежихи. (Вынимает со дна коробки образец поделки «Еж».) Баба Яга превратила их в шишки, а детки ежихи скоро должны пойти в школу. Помогите их расколдовать».
Инструктор по труду обсуждает с детьми этой подгруппы последовательность изготовления поделки «Еж». Вначале надо взять крупную шишку и найти у нее тупой конец, к которому крепится мордочка. Если дети будут лепить мордочку из пластилина, то нос и глаза можно сделать из пластилина разного цвета. Затем вставляются иголки, которые крепятся следующим образом: на кончик сосновой иголки или семени липы (клена) надевается маленький пластилиновый шарик, затем он втыкается между чешуйками шишек так, чтобы все иголки смотрели в одну сторону - на хвостик. Инструктор по труду поясняет детям, что, для того чтобы еж получился колючим, надо на спинку ему воткнуть много иголок, но необязательно под каждую чешуйку.
Дошкольникам показывает приемы выполнения постепенно, а детям младшего школьного возраста оказывает индивидуальную помощь при необходимости, помогает в подборе наиболее подходящего материала для передачи характерных признаков: например, для хвоста лисы лучше подобрать длинную, слегка изогнутую шишку или использовать пушистые перья.
Рекомендации по проведению занятия:
Опыт приобщения детей к художественному творчеству позволил выработать ряд правил, которыми необходимо руководствоваться в этом сложном процессе.
• Одним из первых таких правил является то, что мы не запрещаем работать больше установленного времени. Если ребенку нравится что-то делать из природного материала, он может заниматься этим несколько занятий, совершенствуя свои умения и навыки, расширяя кругозор и, конечно, проявляя творческий подход к работе.
• На второе место можно поставить правило: не навязывать своего мнения ребенку в самостоятельной и творческой работе. Нельзя отвергать предложения детей, можно лишь советовать как в выборе средств так и в способах выполнения работы.
• В индивидуальной работе с детьми при проверке уже готовой самостоятельной работы у педагога должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность, и ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздражительность.
• Не надо забывать, что во многих случаях ребенок будет делать то, чему мы его не учили, и, конечно, уже по этой причине работа будет не всегда идеальной. Ее оценка может быть такой: «Что ты работаешь – это хорошо, но работа пока слабая. Надеюсь, что следующая будет сделана намного лучше». Особенно осторожно нужно оценивать первые самостоятельные работы. Все дело в том, что как бы слабо они ни были выполнены, самим детям они в большинстве случаев кажутся чуть ли не гениальными. И разубеждать их в этом не надо. Наоборот надо вдохновить, вселить веру в себя. При таком отношении ребята начинают понимать, чего от них хотят, и совсем скоро качество их «продукции» улучшается.
• У многих детей в процессе развития творческих способностей наблюдаются периоды «вдохновения» и периоды «спада». Использование периодов «вдохновения» для более активного развития способностей к творчеству имеет очень большое значение. Похвалить, поддержать, даже открыто восхититься работой ребенка – значит продлить волшебный период, сохранить озаренный радостью эмоциональный фон жизни ребенка. И мы к этому постоянно стремимся, чтобы как можно больше наших детей жило в состоянии порыва.

Автор: Ульянова Анна Викторовна, инструктор по труду ГБУ СО СРЦ «Надежда» (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), Саратовская обл., г. Энгельс
В своей работе с дезадаптированными детьми большое внимание уделяю развитию творческих способностей, т.к. наши дети так мало видели в своей жизни доброго и хорошего. Трудотерапия дает возможность детям почувствовать себя созидателем, а не потребителем, вводит их в мир прекрасного. Хочу предложить конспект проведения занятия по разделу «Природный материал» и рекомендации по работе с детьми данной категории.

Нет комментариев.

Отправить комментарий