10.07.2012 |

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Развиваем речь детей».

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Развиваем речь детей».
Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце), занимает место за столом в соответствии со схемой слова. Семинар-практикум проводится в виде конкурсов. Каждый конкурс оценивается от 1 до 3-х баллов.

Актуальность темы семинара – практикума (логопед):
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья  детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга- центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

1-й блок: «Развитие артикуляции и мелкой моторики руки»:
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут), сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе.

Конкурс «Знание органов артикуляции»: вопросы по очереди задаются командам
- Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык) Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).
- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края).
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки).



Конкурс «Знание артикуляционных упражнений»: команды получают картинки к артикуляционным упражнениям. Члены команды должны:
- назвать артикуляционные упражнения по картинкам;
- подобрать 2 артикуляционных упражнения и объяснить их выполнение для детей определённого возраста (по командам – для детей млад. гр., сред.гр. и подготовит.гр.);
- выбрать из предложенного списка оптимальные формы проведения артикуляционной гимнастики для детей разного возраста ( младший, средний и старший) – в контексте сказки, по образцу, по картинкам, с использованием игрушек, по названиям, под счёт.
Логопед: «Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикул. упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми младшей группы упр.-я проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения АА.
В средней группе для АГ используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.
В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упр.-я в любом темпе.

Конкурс «1,2,3 – упражнения подбери»:
Логопед: «Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения ОАА , в результате которых образуются звуки определённой группы».
Командам раздаётся описание положения органов артикуляции для свистящих звуков, шипящих и сонорных. Члены команды должны подобрать комплекс артикуляционных упражнений для определённой группы звуков;
Свистящие –
Шипящие –
Сонорные (р,рь) –

Конкурс «Знание упражнений пальчиковой гимнастики»:
Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) для детей определённого возраста;

2-й блок: «Развитие фонематического слуха и восприятия»:
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Игротека для воспитателей: логопед предлагает воспитателям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.
1. По типу «Съедобное – несъедобное» - педагоги встают в круг, логопед бросает мяч и называет слова. На слова со звуком «С» педагоги ловят мяч, без звука «С» - отбивают.
2. «Звуковая эстафета» - педагоги делятся на 2 команды. Первый игрок в колонне получает мяч. Логопед называет слова (зонт, мох), первые игроки передают мяч вторым игрокам и т.д. и называют слова на последний звук предыдущего слова («Цепочка»);

Конкурс «Придумайте рифму к слову»:
На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представители 3-х команд выходят к мольберту, по очереди переворачивают и называют картинки, а члены команды подбирают рифмы к этим словам.

Конкурс «Подбери слово к схеме»:
На мольберте выставлены варианты схем слов из 3-х звуков. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных:
тв.согл.+глас.+тв.согл. (сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох)
мягк.согл.+глас.+тв.согл. (лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як)
тв.согл.+глас.+мягк.согл. (рысь, лось, сыч, гусь)

Конкурс «Физ. минутка – средство развития фонематического слуха»:
Члены команды должны придумать физ. минутку в сочетании с приёмами развития фонематического слуха ( на выделение заданного звука из состава слов; на дифференциацию звуков; на определение позиции заданного звука в слове).

Конкурс «Найди ошибку»:
Члены команды получают карточку с заданием, прочитав которое они должны определить, какую ошибку допустил воспитатель.
Задания:
- Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом произносит слова так: БА-РА-БАН, СКАЗ-КА, КА-ША.
- Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: ЗОНТ, КОЗА, АРБУЗ, ВАЗА.
- Воспитатель просил детей придумать слова из 3-х звуков и все ответы детей посчитал за правильные: сок, мох, яма, душ.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Конкурс скороговорок:
- Команды получают карточки со скороговорками- первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно);
- Команды по очереди называют скороговорки, кто больше.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов за все конкурсы.
Автор: Вшивкова Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Гнёздышко» г. Очёр
_______________________________________
Как часто вам приходилось писать в школе или в институте рефераты? Вы наверное помните, сколько хлопот доставлял поиск нужной литературы, сколько времени отнимал набор текстовой части. Сейчас все намного проще. Достаточно набрать в поиске реферат на заказ в одинцово и получить уже готовую работу. 

Нет комментариев.

Отправка комментария