17.05.2012 |

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Водный транспорт"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Водный транспорт"
Цели занятия
Образовательные:
• Закрепить названия различных видов водного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта;
• Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения;
• Рассказать о значении транспорта в жизни современного общества.
Воспитательные:
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
• Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
• Воспитывать любознательность;
• Формировать знание о человеке — творце рукотворного мира;
• Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте.
Развивающие:
• Работа по словообразованию: корабль — кораблестроители — корабельщики — корабельный; парус — парусник; море — моряк — морской; река — речник — речной;
• Объяснение значения составных слов пароход, теплоход, ледокол.
Обогащение словаря: галера, бригантина, фрегат, каравелла. Активизация словаря: капитан, боцман, кок, штурман, радист, юнга.
Материалы для занятия
♦ Иллюстрации с изображением различных видов водного транспорта;
♦ Изображенная на большом листе бумаги, или прикрепленная к фланелеграфу, или закрепленная на магнитной доске «река времени», которая использовалась на предыдущих занятиях;
• Картинки с изображением
• различных судов — индейских пирог, славянских ладей, галер, парусных кораблей, современных теплоходов, подводных лодок — для размещения на «реке времени»;
• кораблестроительных профессий: сварщика, инженера-конструктора, рабочих, трудящихся на заводском конвейере, сборщиков на стапелях;
• различных морских навигационных инструментов, компьютера, бытовой техники, оружия, медицинского оборудования и др.;
• членов экипажа корабля — капитана, боцмана, матросов, врача, радиста, кока и др.
Ход занятия
Часть 1. Введение в тему занятия. Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Воспитатель (показывая детям картинку с изображением первобытного человека): На прошлой неделе, дорогие ребята, мы говорили о созданных человеком видах транспорта для передвижения по земной поверхности. Мы разместили различные виды наземного транспорта на берегах «реки времени».
Но вы прекрасно знаете, что большая часть нашей планеты состоит из воды — океанов, морей, озер и рек. Поэтому людям наравне с наземными нужны были и средства передвижения по воде. Сначала люди передвигались только по рекам. Как вы думаете, каким было первое придуманное человеком средство передвижения по воде? Я думаю, что это был плот. (Иллюстрация.) Сделать его достаточно легко.
Потом люди научились делать лодки. У разных народов формы лодок, весел были разными, разными были и материалы, из которых они делались (выдолбленные стволы деревьев, стебли тростника, доски). (Рассказ подтверждается иллюстрациями.)
Давайте попробуем установить все водные виды транспорта на нашей «реке времени». (Предлагает одному ребенку подойти к «реке времени».)
Очень долгое время передвижения по воде ограничивались реками, озерами — внутренними водоемами. Моря и океаны - необозримый водный простор без берегов — пугали людей. В древности!
люди думали, что никакой земли за морями-океанами нет. Потом человеческая любознательность заставила людей путешествовать и по морям.
Наши предки выдалбливали середину ствола большого дерева, стесывали края и концы и делали челны. Ставили парус и получался маленький кораблик - ладья. Если сделать многоярусные паруса, то получатся каравеллы, фрегаты, шхуны. Кроме парусов движущей силой корабля может быть и человеческая сила. Люди гребли веслами, приводя корабль в движение. На больших кораблях древних греков и римлян — галерах - было больше 1500 гребцов. У галер были большие, тяжелые весла. Один человек не мог с ними управиться, на каждом весле было по 3-4 гребца. Кроме гребцов у галер были и паруса.
У парусных судов, которые бороздили моря в прошлом, очень красивые названия. В зависимости от количества парусов и их расположения различают шхуны, каравеллы, бригантины, фрегаты.
Поставив на корабль паровую машину и приспособив лопасти, человек научился делать пароходы. Первые корабли с паровыми двигателями появились всего около 200 лет назад (в Англии, а затем в Америке). Как вы думаете, почему новый вид корабля назвали пароходом? Правильно, его двигателем была паровая машина. Получается, что он на пару ходит, пароход.
Заменив гребное колесо на гребной винт, люди стали использовать машины и двигатели, работающие на жидком топливе, на мазуте. Такие машины назывались тепловыми. А как же стали называться такие суда? Правильно, тепло-ходы. Итак, человек поплыл по океанам на теплоходах. Теплоходы и подводные лодки на мазуте появились только в начале XX века, а суда на подводных крыльях - всего 40 лет назад в России. Историки узнали, что первая в России подводная лодка была построена при Петре I крестьянином-самоучкой из Подмосковья Ефимом Никоновым и испытана на Неве.
В наши дни люди сумели построить особые корабли, чтобы плавать во льдах. Они плывут, раскалывая лед своим очень прочным корпусом. Как вы думаете, какое название получили эти корабли? Они лед раскалывают, значит, это ледоколы. Есть корабли-пожарники, корабли-подъемные краны, корабли-рыболовы, корабли-аэродромы, корабли-нефтяники, рудовозы. Суда, которые предназначены для рыбной ловли, называются рыболовными траулерами.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций. По ходу рассказа воспитатель приглашает к «реке времени» детей, чтобы поместить вдоль нее водные транспортные средства.
Часть 2. Самостоятельная работа детей «Корабельных дел мастера»
Воспитатель: Я предлагаю вам немного поиграть в слова. Как вы думаете, каким словом назвать профессию людей, которые корабли строят? Правильно, кораблестроители. Еще говорят - корабелы. Среди кораблестроителей тоже встречаются представители разных профессий.
А помните, как называет Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане» людей плавающих на кораблях? Правильно, корабельщики.
После того как дети в течение недолгого времени (2—3 минуты) совещаются друг с другом, воспитатель приглашает их на общий сбор команды корабля и выслушивает мнения детей.
Важно привлечь как можно большее число детей к активному участию в беседе, дать возможность высказаться всем желающим детям. Во время рассказа детей воспитатель может задавать вопросы, подсказывать слова, которых дети еще не знают, например, кок, камбуз, капитанский мостик, штурвал, радиорубка и др.
В зависимости от появления у детей признаков утомления воспитатель организует динамическую паузу. Для нее можно использовать всем известную музыку танца «Яблочко» и движения, имитирующие действия членов экипажа корабля: капитан смотрит в бинокль, матросы драят палубу, карабкаются вверх по канатам, гребут, боцман наблюдает за уборкой корабля, смотрит вдаль на океан из-под ладони и т.п.
В заключение занятия можно предложить детям очень любимое ими занятие — разгадывание кроссворда, вопросами для которого служат загадки.
Бьют о воду два крыла, Чтобы лодочка плыла.
(Весла)
Паровоз без колес! Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел — прямо по морю пошел!
(Пароход)
За плечами, в рюкзаке, Спит, мечтая о реке. На реке бока раздует И на волнах затанцует.
(Надувная лодка)
На море, в реках и озерах Я плаваю, проворный, скорый. Среди военных кораблей Известен легкостью своей.
(Катер)
После разгадывания кроссворда дети смогут прочесть в выделенном столбце слово «вода».

_________________________________________
Sweet Girl Make-up, Pretty Dish Washer, Cook until done - это все названия замечательных флеш игры для девочек, которые не только являються забавой, а способствуют развитию вашего ребенка.

Нет комментариев.

Отправка комментария