28.04.2012 |

Конспект занятия по развитию речи "Веселый грузовик"

Конспект занятия по развитию речи "Веселый грузовик"
Цели занятия
Образовательные: Словарная работа:
• Обогащать словарь детей прилагательными; в словообразовании — названиями профессий людей, работающих на транспорте.
Обучение грамоте:
• Формировать умение делить слово на слоги. Воспитание звуковой культуры речи:
• Формировать умение выделять звук в слове; дифференцировать звуки с — ш, с — сь.
• Развивать связную речь детей: учить строить связные высказывания. Воспитательные:
• Развивать умение находить свое место в группе, формировать навыки самооценки.
Развивающие:
• Развивать коммуникативные навыки детей, их память и внимание, умение сотрудничать.

Материалы для занятия
• Картинки (формат не более 10x15 см) с изображением различных видов наземного транспорта (по одной на каждого ребенка);
• Демонстрационные картинки (формат не менее А4) с изображением грузовика-самосвала;
• Фотоиллюстрации или картинки с изображением машиностроительного завода и рабочих машиностроительных профессий;
• Картинки (небольшого формата, не более 6x10 см, можно взять их из игры «Лото для малышей») с изображением предметов, в названия которых входят звуки си ш;
• Демонстрационные картинки (формат не менее А4) с изображением различных видов наземного транспорта.
Организация детей на занятии.
Дети работают подгруппами. Деление на подгруппы происходит в первой части занятия. Выполнение каждого задания отмечается вручением команде фишек - цветных кружков из картона или пластика, счетных палочек. В конце занятия подсчитывается количество фишек у каждой команды, тем самым определяется успешность работы каждой команды. Таким образом, у детей формируются навыки самоанализа. А также, и это очень важно для развития социальных навыков, умение работать в команде и знание, что успех команды зависит от усилий каждого.
Ход занятия
Часть 1. Введение в тему занятия. Игра «Найди свою группу»3
Воспитатель: Для сегодняшней нашей встречи я подготовила картинки. Пожалуйста, подойдите к этому столу и возьмите каждый по картинке. Внимательно рассмотрите свои картинки. Попробуйте разделиться на группы так, чтобы на картинках ребят одной группы было что-то общее.
Принципы разделения на группы могут быть разными: две группы — пассажирский и грузовой транспорт; городской и междугородный; работающий на бензине и на электричестве; три группы -пассажирский общественный транспорт, грузовые автомашины, специальный транспорт и т.д.
Воспитатель обязательно должен спросить детей, почему они образовали одну группу, а дети должны дать логичное объяснение. Если в ходе игры кто-то из детей встал не в «свою» группу, можно попросить объяснения у него индивидуально. Быть может, он сумеет обосновать свой выбор, в противном случае - сам поймет и исправит свою ошибку. Воспитатель может подтолкнуть детей к различным вариантам разделения на группы.
1 Из программы-технологии Е.В. Рылеевой «Открой себя-
Например, дети разбились на группы, используя принцип «Грузовой транспорт — пассажирский транспорт». Можно попросить их сделать следующее: дети, у которых картинки с изображением автомобилей, троллейбусов, маршрутных такси, должны встать слева от воспитателя и придумать название своей группе. Дети, на картинках у которых изображены поезд, трамвай, электричка в метро, должны встать справа и дать название своей команде.
Часть 2. «Знакомьтесь, грузовик!» Подбор прилагательных-определений к заданному слову
Воспитатель предлагает получившимся командам занять рабочие столы.
Воспитатель: Мы с вами знаем много транспортных средств. А кто их делает? И где? Сегодня я предлагаю отправиться на большой машиностроительный завод. Здесь делают грузовики. Посмотрите на иллюстрации. (Показ иллюстраций.)
На заводе работают люди, которые куют железо и делают из него различные детали машин. Как называется профессия этих людей? Правильно, они — кузнецы.
А вот на этом участке работают люди, которые занимаются очень интересным делом. Они берут ровные плоские листы железа и кладут их под фигурный пресс. Пресс с силой опускается, и из плоского листа железа получаются детали самой разной формы — и вогнутые, и с выступами, и с углублениями. Этот процесс называется штамповкой. А люди, которые здесь работают штамповщики.
А здесь стоят станки. Рабочие вставляют в них куски железа и, убирая с них лишнее, вытачивают самые разные детали. Эти рабочие — токари, а их станки называются... токарными.
А вот длинный конвейер. На нем происходит сборка готовых машин. Рабочие, которые на нем работают... сборщики.
И вот автомобиль готов. Посмотрите, какой он получился. (Демонстрирует картинку с изображением грузовика.) Давайте попробуем описать его. Каждая команда будет давать свое описание. Вы попробуете описать его внешний вид, вы — его рабочие качества. Условие такое: один участник команды начинает описаггйе, второй повторяет сказанное и добавляет свое определение, третий повторяет сказанное и называет свое качество. Так продолжается до тех пор, пока не выскажутся все члены команды. Итак, придумайте каждый свое слово или короткую фразу. А теперь решайте, кто из вас начнет. Давайте начнем рассказ так: «На заводе сделали грузовик». Кто продолжит?
Дети выстраивают цепочку высказываний: на заводе сделали большой грузовик — на заводе сделали большой красивый грузовик — на заводе сделали большой красивый грузовик с красной кабиной — на заводе сделали большой красивый грузовик с красной кабиной и зеленым кузовом — на заводе сделали большой красивый грузовик с красной кабиной и зеленым поднимающимся кузовом — на заводе сделали большой красивый грузовик с красной кабиной, зеленым поднимающимся кузовом и желтыми колесами — на заводе сделали большой красивый грузовик с красной кабиной, зеленым кузовом и желтыми огромными колесами — на заводе сделали большой красивый грузовик с красной удобной кабиной, зеленым поднимающимся кузовом и желтыми огромными колесами.
Описывая рабочие качества автомобиля, дети выстраивали примерно такую последовательность высказываний: Это сильный грузовик — это сильный выносливый грузовик — это сильный, выносливый и мощный грузовик — это сильный, выносливый и мощный грузовик. Он может перевезти много грузов — это сильный, выносливый и мощный грузовик. Он может перевезти много грузов. У него опрокидывающийся кузов — это сильный, выносливый и мощный грузовик. Он может перевезти много грузов. У него опрокидывающийся кузов с высокими бортами — это сильный, выносливый и мощный грузовик. Он может перевезти много грузов. У него опрокидывающийся кузов с высокими бортами. Он может проехать по самой трудной и плохой дороге.
Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель вначале спрашивает его, придумал ли он слово? Если да, то ему трудно вспомнить последовательность предыдущих высказываний. Тут на помощь может прийти команда. Если ребенок затрудняется назвать очередное слово, воспитатель может помогать вопросами: что ты еще можешь сказать про кабину? Как ты думаешь, водителю в ней удобно?
После того как подбор определений закончен, воспитатель предлагает детям чистоговорку на дифференциацию звуков с — сь.
Воспитатель: Вы очень хорошо описали наш грузовик. А я знаю стихотворение про него. Хотите послушать? Сначала послушайте, а потом будем повторять вместе.
Самосвалом я зовусь, Сам я сваливаю груз. Разгружать меня не надо. Все такой машине рады. Вовсе я не самохвал. Самосвал я, самосвал.
(М. Лепилина)
Часть 3. Дидактическое упражнение «Потому что...» на развитие умения строить связные высказывания
Воспитатель предлагает детям продолжить начатую фразу. Это дидактическое упражнение рекомендуется повторять несколько раз, чтобы дети, освоившись с правилами, стали более активными. Поначалу, если активность детей низкая, воспитатель может предлагать свои варианты продолжения фразы, подсказывать детям. Воспитатель поощряет любой ответ, даже самый нелепый и фантастический, обращает особое внимание на проявления чувства юмора. Проявления фантазии детей отмечаются фразами «Молодец! Здорово придумал! Какая замечательная мысль! Даже я так бы не придумала! Послушайте, что придумал Саша... Отличная идея!» Таким образом, воспитатель способствует формированию у детей творческого мышления, умения формулировать свои мысли. Можно заранее условиться с детьми, что каждый интересный ответ будет отмечаться фишкой. Все фишки идут в'зачет командам.
Воспитатель может предложить для дидактического упражнения 2—3 фразы, которые предлагает детям продолжить. Примеры фраз:
«Автобус остановился, потому что...»
• Он подъехал к остановке.
• Он уже приехал на конечную станцию.
• Он заехал в гараж.
• Остановился у светофора.
• Остановился, чтобы пропустить пешеходов.
• Кончился бензин.
• Лопнула шина.
• Сломался двигатель.
• Пассажиру стало плохо.
• Экскурсанты хотят выйти и полюбоваться красивым видом.

«Автомобиль подъехал к станции техобслуживания затем, чтобы...»
• Подкачать шины.
• Заменить колесо.
• Починить мотор.
• Помыть машину.
• Заправить масло.
Часть 4. Динамическая пауза. Подвижная игра «Цветные автомобили»
Дети стоят вдоль стен комнаты. Это автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках кольцо (картонный диск) синего, желтого или зеленого цвета. Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него 3 флажка: синего, желтого и зеленого цветов. Он поднимает 1 из флажков (а можно 2 или все 3), дети, имеющие кольцо этого цвета, разбегаются по площадке, подражают езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи. Игра повторяется 4—6 раз. У воспитателя может быть и красный флажок. Неожиданно он поднимает его - все автомобили по этому сигналу должны остановиться.
Часть 5. Игра на дифференциацию звуков с — ш
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам загрузить наши самосвалы. Вот здесь лежат картинки с изображением различных предметов (или сами предметы). В распоряжении Каждой команды будут два грузовика. В один нужно сложить все предметы, в названии которых есть звук с, во второй — все, в названиях которых есть звук ш.
Детям можно предложить картинки (или небольшие предметы) с изображением: для звука ш — шиповник, шишка, игрушки, кошка, шапка, мартышка, шуба, шахматы, шины, шкаф, шпага; для звука с — сапоги, самовар, самокат, велосипед, посуда, собака, стакан, стол, сумка, костюм, и др. Количество картинок соответствует числу детей или превышает его. После того как дети выполнили задание, воспитатель предлагает командам поменяться столами и проверить работу друг друга.
Часть 6. Деление слов на слоги
Воспитатель: А в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру «Раз, два, три, слово на слоги дели». Я буду по очереди предлагать каждой команде картинки. Название предмета, изображенного на картинке, нужно разделить на слоги.
Воспитатель показывает картинки (по одной) и просит одного из детей сначала назвать то, что на них изображено, потом разделить это слово на слоги. Дети выполняют деление на слоги, сопровождая его хлопками.
Подведение итогов занятия.
Сначала воспитатель просит детей дать оценку всему занятию. Для этого дети выбирают из коробочки на столе воспитателя фишку одного из трех цветов: красного (если детям было интересно заниматься), желтого (если было не очень интересно и что-то в занятии не понравилось), синего или черного (если занятие совсем не понравилось). Затем дети подсчитывают фишки, заработанные каждой командой, и выясняют, какая из них работала наиболее успешно. Воспитатель подчеркивает, что, по его мнению, команда А добилась больших успехов, чем команда Б потому, что каждый член команды старался внести свой вклад в общее дело.
___________________________________________
Мне порекомендовали Купить книгу Школа рисования и я вчера почти целый день потратила на ее поиск. После продолжительных поисков нашла ее в интернет-магазине книг «Мои покупки» там же приобрела сборник стихов и поэм Анны Андреевны Ахматовой

Нет комментариев.

Отправка комментария