23.03.2012 |

Десять творческих шагов в должности руководителя учебного заведения



Десять творческих шагов в должности руководителя учебного заведения
Кто такой руководитель учебного заведения? Кем должен быть директор школы? Точно не хозяином ли завхозом школы! И точно не слепым исполнителем приказов сверху!
Скорее всего директор должен быть менеджером своего учебного заведения, то есть управлять педагогическим коллективом на принципах "демократического уважения" -, чтобы все выполняли, и любили, и уважали. Руководитель учебного учереждения должен искать дополнительные пути повышения мотивации и стимуляции своих педагогов.
Кроме того, директор должен оставаться учителем, который постоянно ищет пути самосовершенствования и совершенствования своей школы.
Я предлагаю свои 10 шагов успешного руководителя учебного заведения. Некоторые из них реальны, какие можно легко претворить в жизнь школы, однако некоторые шаги достаточно мечтательны, возможно их реализация будет возможна в недалеком будущем.
1. Изменение режима работы школы. Уроки лучше начинать в 8.30. Это даст возможность проводить нулевые уроки этики или культуры поведения, то есть час неформального общения учеников с учителями. Для учеников начальной школы создать комнату раннего приема в школу, то есть дежурный учитель принимает детей от родителей, которые должны рано идти на работу(нечто вроде группы продленного дня). Необходим большой перерыв около 30 минут для качественного отдыха работников и учеников школы. В фойе школы установить скамьи или другие уголки отдыха.
Ввести в школе кабинетную систему для учеников средней и старшей школы с обеспечением хотя бы одного компьютера(с проектором) в каждом кабинете. Но возникает проблема раздевалки и дежурства в классе. Хотя это можно решить с помощью техработников.
2. Обеспечение учебного и воспитательного процесса. Относительно учебного процесса: учителя-предметники должны объединяться в творческие группы для воплощения межпредметных проектов. Все проекты должны иметь практическое применение, а результаты следует освещать в печати, обмениваться опытом с другими учебными заведениями страны и мира. Для этого, конечно, следует поднять уровень изучения иностранного языка как учениками, так и учителями. Считаю неотложной необходимостью обеспечение разделения классов на группы при изучении иностранного языка(не больше 12 учеников).
Предметы желательно изучать блоками, например ученики изучают физику ежедневно в течение четверти или семестра(в зависимости от количества часов), потом переходят к следующему предмету математического цикла. Таким образом будет обеспечено "погружение" в учебный предмет и высшие результаты. Хотя, собственно, следует уже отойти от понятия "золотая медаль" и дать возможность ученикам старшей школы выбирать уроки.
В воспитательном процессе: необходимо перевести большую ответственность на родителей. Хотя за счет 30 минут в начале дня учитель будет иметь возможность откорректировать воспитательный процесс учеников. Также следует ежемесячно проводить обсуждение работы учеников определенного класса среди учителей, которые там преподают. Должность классного руководителя заменить на должность куратора или воспитателя, который не читает часы, а лишь занимается воспитанием учеников.
3. Создание позитивного имиджа учебного заведения. Постоянно следует "рекламировать" свою школу. Даже проведение наименьшего воспитательного мероприятия или любая новость в школьной жизни должна быть освещена в средствах массовой информации города и района. В нашем небольшом городе очень легко опубликовать свою статью в газете, или пригласить работников местного телевидения. Читая или слушая об учебном заведении, у населения будет создаваться впечатление о школе и директоре, как о социально активном заведении.
4. Виртуальная жизнь учебного заведения. Сайт учебного заведения - это лицо школы. До пользования им следует приучать и учителей, и учеников, и родителей. То есть, именно на сайте должна появляться интересная самая актуальная информация. Корреспондентами сайта следует назначить по одному учителю с каждой кафедры, которые будут меняться каждый семестр или год. Классным руководителям желательно вести блоги или сайты своих классов, гиперссылки на которые будут размещены на центральном школьном сайте.
Нам, учителям, следует как-то вырвать наших учеников с паутины социальных сетей, таких как "В контакте", "Одноклассники", а для этого следует создать что-то альтернативное.
5. Поиск альтернативных источников финансирования. Не следует надеяться лишь на государство в вопросе финансирования учебного заведения, необходимо искать дополнительные пути для решения этого вопроса. Участие в конкурсах международных спонсоров, которые предоставляют гранты для реализации разнообразных проектов, - вот основная цель успешного руководителя. Хотя не следует забывать и о спонсорской помощи от предприятий города и родителей учеников.
6. Налаживание психологического микроклимата в коллективе. Спокойный, уравновешенный учитель так же проводит и свои уроки. Темп нашей жизни приводит к педагогическому выгоранию. Для его предупреждения следует заботиться о психологическом климате в коллективе. Конечно, это достаточно долговременный процесс и требует тщательного планирования, а главное постоянства. Невозможно провести одно общешкольное празднование какого-то праздника и мечтать о сплочении педагогического коллектива.
Постоянство и разнообразие форм общения - вот золотой ключик к взаимопониманию. Например: экскурсии педколлективом, выезд на природу, организация разнообразных спортивных соревнований, общие празднования выдающихся дат, субботники, театральные постановки и организация учительских концертов, создания хореографической школы для учителей на базе школы, проведения нестандартных педагогических заседаний.
Обязанности по выполнению следует возлагать собственно на самого директора, профсоюзный комитет и заместителей по методической и воспитательной работе.
7. Повышение компьютерной грамотности учителей. Невзирая на то, что эта проблема поднята на уровне Министерства Образования она и до сих пор остается неотложной. Практический выход достаточно простой - организация школьных компьютерных курсов для учителей. Курсов, на которых не дают никаких сертификатов или дипломов, а практикумы для получения навыков пользования компьютером. Кто их будет проводить? В школе работает лаборант компьютерного класса, который обязан находиться на рабочем месте до 16.00, поэтому он и должен научить азам работы на компьютере учителей. Хотя возможен и вариант небольшой оплаты каждого участника курсов, которая будет стимулировать к постоянным занятиям, ведь согласно нашего мировоззрения, лишь то ценное, за что я заплатил определенную сумму. Кроме того следует провести тестирование для определения уровня владения ПК. Как показывает практика лишь 10-20 учителей могут с легкостью создать папку, напечатать документ, вставить таблицу, сохранить созданное и отослать по электронной почте. Остальные же учителя пользуются помощью друзей, коллег или своих учеников, что снижает уровень самооценки учителя и уровня статуса его восприятия окружающими.
8. Создание модели социальноактивной школы. Школа должна быть не только местом учебы учеников, она должна быть местообитанием активного общества. Существует очень много примеров воплощения в практику так называемой модели социальноактивного учебного заведения.
Привлечение родителей или дедушек и бабушек к проведению бесплатных кружков или курсов, организация экологических акций, обустройство школьной территории, использование помещений школы для определенных общественных проектов - это лишь часть "добрых дел", которые могут делать вместе школа и общество города.
Как правило, активность родителей уменьшается с возрастом детей, и только в единичных случаях длится настоящая связь родителей-учителей-учеников к окончанию школы. В США родители организуют постановки представлений, школьные дискотеки, учебные экскурсии. Родители сами проводят кружки для учеников, посещают уроки для мониторинга состояния поведения, проверяют качество еды в столовой, остаются на дополнительные занятия с психологами.
А главнее всего, что за ними, а точнее перед ними, не стоят классные руководители, чтобы координировать их работу, они сами являются инициаторами всех действий!!!
10. Реорганизация школ. Мой последний шаг - наиболее нереален. В государстве (или в экспериментальном районе) следует изменить систему образования, следует разделить школы на уровни. В одном помещении должны учиться ученики лишь одной возрастной категории. Например, ученики начальной школы 1-4 класс, дальше среднее звено 5-8 класс, и старшая школа 9-11 класс. Начальные школы следует будет обеспечить спальными комнатами, игровыми площадками во дворе, игровыми комнатами или комнатами психологической разгрузки.
Средней школе более необходимы спортивные залы, большое количество кружков и строгая дисциплина - ведь именно в это время начинается критический подростковый возраст школьников, которым следует предоставить широкий спектр именно воспитательных развлекательных мероприятий.
Старшая школа - это школа с индивидуальной учебой или учебой в малых узкоспециализированных группах. Компьютеры, Интернет, углубленное изучение нескольких предметов, направленность на научную деятельность - это старшая школа будущего.
Хотя при этом следует будет решить вопрос трудоустройства учителей и наполняемость классов.
Поэтому директор должен:
Быть лидером и хорошим примером в коллективе!
Быть генератором идей!!! Даже самых дерзких!!!
Автор: Шаманская Руслана Николаевна
Должность: учитель английского языка.
________________________________
Вы не были никогда в Пензе? Любителям путешествовать для поиска более подробной информации о городе может пригодиться карта пензы с нанесенными на ней магазинами, гостиницами, кинотеатрами, бензоколонками и банками. С ней вы уж точно не заблудитесь. 

Нет комментариев.

Отправка комментария