07.03.2012 |

Творческая привычка к чтению воспитывается с детства. И тому «виной» родительский пример.



Самый главный вклад в воспитании ребенка правильно выбранный папа.
Сегодня, когда в обществе во главу угла ставится достижение успеха едва ли не любой ценой, воспитание в ребенке доброты, терпимости, честолюбия, жажды творчества признание достоинств и успехов маленькой личности становится чуть ли самым главным методом домашнего (социального ориентированного) воспитания. Первые успехи в чтении обеспечивают ребенку эмоциональный комфорт, развивает уверенность в том, что он не только «краше всех», но и «лучше всех». Но как приобщить школьника к чтению – над этим бьются лучшие умы психологии от Вальдгарда, Рубинштейна, Ананьева и Выготского не одно поколение. Я тоже хотел бы поразмышлять на заданную тему.
Что подвигло лично меня на эти размышления? Банальность. Присутствие на очередной конференции по «успешному чтению» с участием «международных» специалистов. Сознаю, что мои впечатления читателя вряд ли порадуют. Учителя, которые пришли, чтобы получить сертификаты. Только это их интересует - сертификат, поскольку теперь это значимо для учителей. Вот и всё. Но не реальная деградация образования и чтение, которое способно противодействовать этой деградации, если действительно сделать так, чтобы Чтение стало Учением. Устроители конференции, которые хотят привлечь внимание, прежде всего, к себе, обозначив сборником тезисов очередной этап некой проведенной работы. Что дает все это библиотекарям и учителям (кроме сертификатов и вступительных организационных взносов)? Не ведаю. Детским чтением почти никто не занимается. Считают, что никому это уже не надо. Важна только информация (и информирование) и больше ничего. Почему бы не вспомнить не столько «пионерский» западный опыт, сколько свой отечественный, «доморощенный»? Рассмотрим это на практических примерах.
Есть такой несложный прием, который действует эффективно. Перед ребенком вы торжественно объявляете, что есть секрет, по которому в любой книге есть «волшебные» места. Называете какую-нибудь известную книгу, к примеру, Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» (Волшебное происшествие) – Москва, Махаон, 2008, и наглядно – по тексту - показываете все видимые достоинства произведения: сюжетную линию, главных героев и иллюстрации.
«У моего папы есть серебряный портсигар. На нем вырезаны две переплетенные буквы Д и П. Папа объяснил, что это называется вензелем. Так вот этот забор и был сплошным вензелем. Мне даже кажется, что он был и не каменный, а из какого-то другого материала» - интересное сравнение настоящее забора с набором буквенных форм, напоминающих вензель. А теперь настает очередь ребенка – он сам возьмет в руки эту (и другие книги), и находит в них как можно больше интересных и познавательных «изюминок». Если малыш затрудняется, то ему можно подсказать какое-нибудь очевидное достоинство произведения. Повторения не страшны, однако постарайтесь расширять кругозор ребенка поиском новых положительных и хороших качеств книги.
Мышление младшего школьника и его действия всегда рядом. Однако, некоторые, даже взрослые люди блокируют свои действия до тех пор, пока не решат, что готовы действовать. Но, по сути, никогда не бывают по-настоящему готовы; всегда есть сомнения. Есть «но»… «Читают взрослые – читают и дети». То же происходит и с чтением, покуда мы думаем: «вот на той неделе придет время, вот тогда…». С подобной позицией не удивительно, что даже небольшие, но правильные действия, даже небольшие шаги в нужном направлении могут заметным образом изменить настрой ребенка, мотивировать к книге.
Здесь на помощь приходят игровые технологии - одна из уникальных и универсальных форм наглядного обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению различным учебным дисциплинам. Эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый материал проходит своеобразную «практику», привносит разнообразие и интерес. То есть мотивирует ученика.
Актуальность игры повышена из-за перенасыщенности современного мира информацией. Актуальной задачей библиотеки становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации (анализ и его применение для решения конкретных обучающих задач). Одной из форм обучения в возрастной категории 7-12 лет, развивающей подобные умения, является дидактическая игра – естественная для ребенка и гуманная форма обучения новым знаниям через книгу. Посмотрим, как можно соединить в чтении текстов литературно-художественных детских произведений творчество и игру. Убежден, что, читая ребенку вслух – по его просьбе, в том числе перед сном, многие боролись-таки с искушением творчески и спонтанно (во время чтения вслух, на ходу) «обработать» авторский текст, привнеся свой стиль и свои же слова. У кого это получалось, те знают, что в результате формируется нечто совершенно новое, но в то же время созданное на базе авторского произведения, которое в нашем случае (примере) является импульсом к творчеству по выдумке литературного текста в части развития сюжета, отличного от авторского взгляда (концепции).
Обратимся для практического примера все к той же книжке Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков», конкретно – к стр. 63; здесь, как и во многих других местах, применительно к данной книге, заметен динамично развивающийся сюжет.
«Мяч выкатился за ворота. Мы побежали за ним. Я оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Даже важный Глагол выглянул из окна замка. Я помахал им всем сразу обеими руками и бросился догонять Кузю». На странице книжки показана красочная иллюстрация, что способствует творческому мышлению - как взрослого, так и ребенка.
Без паузы читаем далее: «Долго еще слышались выкрики Восклицательного. Потом все смолкло, и замок скрылся за холмом. Мы с Кузей шли за мячом и обсуждали все, что с нами произошло. Я был очень рад, что не вызвал Географию, а спас себя сам.
- Да, это вышло удачно, - согласился Кузя. – Мне припоминается похожая история».
А вот с этого места – заинтересованный читатель может самостоятельно разыскать оригинальный текст Лии Гераскиной – я добавляю (на практике озвучиваю) свой, спонтанно сочиненный за доли секунды текст, при этом сохраняя вид человека, «усиленно смотрящего в книгу». Далее – для примера – мой новый текст (рассказ):
«Однажды Сопа, Бронзик (так звали моих школьных друзей) и я пошли на железную дорогу «плющить монеты». Со школьных завтраков у нас всегда оставалась «мелочь» по 2, 5 или 10 копеек. Мы раскладывали ее на рельсы и ждали приближения поезда. Поезд приближался…».
Спешу вас уверить, это не сценарий ужастика, а совершенно реальная история из жизни 11-ти летних ленинградский школьников, и даже не самая захватывающая. Захватывающая была тогда, когда мы из «пугачей», натолкав в них серы, и рискуя повредить палец, стреляли залпом в воздух, но… исключительно из густых кустов, от этого проходящие по парку граждане сильно пугались, и были ооочень недовольны.
Подобных историй из своего детства почти каждый знает достаточно много. И это знание подтверждает тезис о том, что история, так или иначе, повторяется в новых поколениях и в новых лицах. Просто у современных школьников свои, соответствующие времени интересы, к примеру, не «битку покидать» - как у нас бывало – а «в компе зависнуть».
Но одно остается непроходящим сквозь время: интерес ребенка как тогда, так и сейчас вызывают ситуации необычные, связанные если не с риском, то хотя бы с эмоциональными переживаниями, соответствующими своей группе (сообществу). И рассказ о таких историях, порой реальных, порой выдуманных, роднит нас с ребенком: дает ощущения приобщенности к товарищу, понимающему коллеге. И вовсе не обязательно, что ребенок бросится повторять ваши «шалости»; не бойтесь. Сегодня у детей, ориентированных на различные удовольствия и потребление, другие интересы, и это хорошо, в данном случае – это гарант безопасности. Зато мы увидим (следует из моего опыта воздействия на маленького читателя посредством вышеприведенного приема) – его горящие, порой влажные глаза, неподдельный интерес и желание знакомится с книгой дальше. Как говорится – что и требовалось доказать.
Чтобы повторить такой прием, вовсе не надо иметь «семи пядей во лбу», садиться в позу Лотоса или выходить в «астрал». Достаточно иметь свободное время и абстрагироваться от насущных проблем, но и конечно думать о… ребенке, и как ребенок. Такой прием я практиковал неоднократно, как и многие другие родители – неосознанно раскрывая в себе (и ребенке) новые творческие качества, а затем и совершенствуя их. Поэтому, использовать данные рекомендации, на мой взгляд (при желании благом и непринужденном), может любой; взаимовыгода очевидна.
Гармоничное развитие, как деловое, так и личное, можно строить лишь на основании взаимной выгоды. Но выгода эта не всегда явна, и ее нужно научиться видеть. Причем таким образом, чтобы у школьника не возникло чувства, что его чему-то учат. Хороший педагог, воспитатель «учит не уча», опираясь на то, что абсолютно в каждом ребенке есть заложенные с рождением способности. Ими либо не пользуются, либо расстаются с ними без какой-либо пользы для себя. И все потому, что не хватает знаний, как распорядиться своими способностями. В этом аспекте книга – как кладезь долгосрочного и глубокого опыта пробуждает человеческие способности. Затем идет анализ накопленного начинающим читателем опыта.
Опыт – это не просто переживание, а осмысленное переживание. Переживание, которое мы проанализировали и сделали соответствующие выводы; ведь если человек что-то пережил, но не сделал для себя никаких выводов, он не получил никакого опыта. Есть новый опыт, его можно встретить в книгах – там он описан другими людьми и, бывает, задолго до нашего рождения, мы можем приобрести этот полезный и познавательный опыт для того, чтобы применить на практике – и сделать жизнь еще прекраснее.
Вероятно, многим приходилось слышать фразу: «Полюби книгу, и книга полюбит тебя». Как вы думаете, насколько она правильна? Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимают под любовью – и что мы понимать под любовью книги к нам. Любовь к книге дает понять, что жизнь не ограничивается злом или добром, успехом или страданием, она бесконечно богаче и прекраснее.
Что же такое – чтение?
Моему сыну 2 месяца. Он знает, проговаривает и повторяет несколько слов; поскольку слова повторяются, у нас есть гипотеза, что они, возможно, осознаны малышом. Словарь двухмесячного ребенка скромен:
Д-ге – хочу в ванну
Ге – сменить памперс (поход в ванную)
Блю – люблю
А-ву – агу
Агивва-аю – ожидаю внимания
Ехи – ехай (пора ехать (в коляске))

И я уже сегодня задаюсь актуальным вопросом – что же такое чтение? А что же это такое – в самом деле, и почему взрослые тетки и дядьки столь безапелляционны в своих (единственно верных) определениях?
Вот что показывает статистика, объединившая результаты нескольких исследований по теме.
В среднем малыш к школьному возрасту слышит 20 миллионов обращенных к нему слов. Дети, растущие в семьях с «разговорчивыми» и активно читающими родителями, имеют возможность услышать аж 35 миллионов слов, а трехлетки с несловоохотливыми и не любящими чтение родителями - меньше десяти миллионов слов. В этой связи логично предположить, что - сколько родители дали, столько ребенок и получил: средний трехлетка знает около 700 слов, словоохотливый – 1100, а дитя родителей-молчунов только 500!
Какая связь с чтением? С позволения сказать - прямая. Воспитательница в детском саду не успеет выговорить моему чаду то, на что я не нашел время или желания в первые три года его жизни. Поэтому тезис «читают взрослые – читают и дети» (И. И. Тихомирова) подтверждается практикой.
Что же делать с самого начала, чтобы в будущем у ребенка не возникло проблем с чтением?
По мнению профессора Тодда Рисли, главное – говорить с ребенком, и говорить очень много! Когда ребенок уже научился говорить, можно начать играть с языком – придумывать слова-рифмы, или подбирать слова, начинающиеся на одинаковый звук или слог – это прекрасная тренировка перед обучением чтению.
Способы поддержки мотивации чтения в семье не ограничиваются показным вниманием: искренне выслушивать ребенка, все его реплики, впечатления по прочитанным книгам, и все, что связано с этим в любое время, в любом месте, даже с утра (когда хочется спать и во время завтрака времени не хватает); через «не могу» родительское внимание должно быть обращено к ребенку, ибо, если «оттолкнуть» ребенка хоть единожды - в другой раз инициативы рассказать, поделиться впечатлениями от него может не последовать. То же касается и других областей семейного воспитания, когда внимание к ребенку носит ситуативный характер, может игнорироваться со стороны взрослых. Но внимание – не суть потакание страстям или капризам, это, прежде всего, сотрудничество, искренняя заинтересованность, игра (если речь идет о детском контингенте в возрасте 3-10 лет – как основная форма деятельности – «воспитание через игру») и общение, коммуникация (для детей и подростков относительно старшего возраста). Очевидно, что одним из детерминирующих факторов в популяризации чтения в семьях, приобщения к чтению детей и подростков является личностная мотивация.
Поддержка мотивации детей к чтению дома - домашнее чтение - нужно рассматривать как обязательное условие развития гармоничной личности.
Сегодня у нас из обучения чтению делают фетиш. А чтение - просто продолжение общения. Можно спрашивать у адекватных людей, зачем они общаются; это примерно тоже, что спрашивать – зачем вы в свою голову едите. Человеческая потребность в чтении обозначена на уровне души и воли. А научиться читать самому - непонятно, зачем (ну почитают же тебе, если очень попросишь) – такой немотивированный подход потом очень трудно исправить, он превращается в привычку. Ну, ничего, и с этим люди живут…
Очевидно, есть люди - ремесленники и есть люди творцы. «Ремесленник» обладает определенным объемом знаний и навыков (компетенций – как сейчас приято говорить с высоких трибун). Далеко не все технические знания нужно ему держать в своей голове с учетом также и того, что в прогрессивно развивающемся обществе они быстро устаревают. «Ремесленник» может заглянуть в справочник, в глобальную сеть Интернет, и вспомнить рецепт (найти нужные сведения). Но все это не имеет отношения к творцам и также не имеет отношения к художественным текстам, с позволения сказать – к словесности вообще – как к особой категории знания. Словарный запас А. С. Пушкина состоял более чем из 120 тысяч слов. Интересно, где он его хранил? В словаре, справочнике или в библиотеке XIX века? Весь словарный запас был в его голове. Он этими словами мыслил. Но нельзя мыслить словами и понятиями, которые находятся лишь только в удаленном архиве или чужих головах.
В современной трактовке чтение - это специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Чтение - не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами (создателями текста) и реципиентами (читателями). В ходе чтения происходит процесс «сотворчества» автора и читателя - творческая деятельность, в результате которой возникает новое качество читающего человека.
Приложения
Задание 1 По тексту Лит Гераскиной «В стране невыученных уроков»
-Прочитай 1, 2, 3 части повести (учебник ч. 1, раздел 4)
-Кто главные герои повести? (мальчик и его кот Кузя)
-Что ты узнал о герое повести?
-Почему его решили отправить в страну невыученных уроков?
Ты начал читать сказочную повесть. Где начинаются сказочные события? Найди в тексте (появление человечков в комнате)
-Какие ещё сказочные события начали происходить? (кот заговорил, учебники ожили, мяч показывает дорогу)
Задание 2.
Прочитай части 4-6.
- Ты узнал - как зовут героя? (Виктор Перестукин)
-Какие первые впечатления от страны невыученных уроков у Виктора?
- Какие новые герои появились?
-Расскажи о первом испытании Виктора. Какое знание ему пригодилось?
(как пишутся суффиксы ик и ек)
-Какие новые для себя чувства стал испытывать Виктор? Найди доказательства в тексте. (стыд, «уши и щёки горели. Я не мог смотреть старику в глаза»)
Задание 3.
- Дочитай части 7-12.
- Какие ещё знания понадобились Виктору? (правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, постановки запятой).
-Кто такой невежда? (посмотри в толковом словаре)
-Какое событие заставило Виктора пересмотреть своё отношение к учёбе?
-Какой главный вывод для себя сделал Виктор? (знания могут всегда пригодиться, надо учиться хорошо).
-Сравни Севку Мымрикова и Виктора Перестукина. Какой герой ещё на них очень похож?
Кашкаров Андрей Петрович, РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург
___________________________________________________
Как правильно говорят люди: "Ремон нельзя закончить - его можно только приостановить". Это хлопотное дело и наверное самым ответсвенным моментом являеться отделка стен Нужно все тщательно продумать и взвесить. Ведь от внешнего вида стен в комнате зависит весь будущий интерьер. 

Нет комментариев.

Отправка комментария