18.03.2012 |

Игры и игровые упражнения, способствующие преодолению нарушений фонематического слуха



Занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Система преодоления нарушений фонематического слуха в системе коррекционной работы включает три этапа (методика Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной):
I. Различение неречевых звуков. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
 Различение неречевых звуков (голосов природы, шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек).
 Определение источника звучания (что звучало?).
 Определение местонахождения источника звука (где звучало?). Например, далеко - близко, высоко - низко, слева - справа.
 Определение качества звучания (как звучало?). Например, громко - тихо, высоко - низко, долго - кратко.
 Различение высоты (развитие звуковысотного слуха), силы и тембра голоса. Узнавание говорящего по голосу, его местонахождения и качества звучания голоса.
 Восприятие темпа и ритма речи. Развитие способности правильно слышать ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.
II. Различение речевых звуков.
1. Формирование фонематическое восприятия.
 Выделение звука в составе слова.
 Выделение звука из ряда заданных слов.
 Различение слов-паронимов.
 Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.
 Выделение звука из ряда заданных слогов и звуков.
2. Формирование фонематического анализа и синтеза.
3. Формирование фонематических представлений.
Каждое из направлений реализуется в процессе поэтапной работы.
В процессе формирования фонематического слуха у детей на всех этапах необходимо активно использовать различные игровые упражнения и игры. Упражнения и игры по развитию слухового восприятия имеют различную направленность. Например, игры и упражнения, обучающие детей воспринимать интенсивность звуков, определять их направление и удаленность, длительность, высоту, темп и количество звучаний. В них звук регулирует движения детей, перемещение в пространстве, определяет темп и ритм движений. Это игры, цель которых – научить детей быстро реагировать на имя или различные неречевые звуки (звучание барабана, бубна, колокольчика и др.), оценить расстояние до источника звучания, реагировать на речь нормальной громкости и на шепот (игры «Что звучало?», «Где звенит (стучит, шуршит, играет)?», «Часовой», «Жмурки» и др.).
На фронтальных занятиях по развитию фонетико-фонематического строя речи слуховое восприятие речи тренируется в упражнениях, вырабатывающих условные невербальные и вербальные реакции на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться» в ответ на громкие; повторить звукокомплексы различным по силе голосом; показать на сюжетной картинке «громко говорящего» и «тихо говорящего», соотнося понятия «далеко – тихо», «близко – громко» и т.п.
Для таких игр с детьми лучше сначала взять игрушки с достаточно громким звучанием (барабан, гармонь), а затем постепенно использовать игрушки, звучащие менее интенсивно (погремушки, шарманка, негромкий свисток). Старшие дети могут ориентироваться на тихие звуки (шуршание сзади…). Важно при этом обогащать лексику детей словами, определяющими характер звучаний: стучит, гремит, шуршит, пищит, сигналит и т.д.
С целью развития восприятия интенсивности звучания можно организовать игры «Найди игрушку», «Громко – тише – тихо», «Солнце или дождик», «Ветер и птицы», в которых в зависимости от интенсивности звучания изменяется характер движений детей.
Для формирования ориентировки на длительность звучания может быть предложен ряд игр и упражнений, в ходе которых дети учатся различать длительные и краткие звучания, воспринимать сигнал с учетом его временной характеристики, например в ответ на краткое звучание музыкальных игрушек дети рисуют короткие полоски, в ответ на длительное звучание – длинные (поднимают короткие и длинные полоски бумаги, ведет автомобили к ближней или дальней стоянке и т.д.).
На формирование восприятия темпа звучания направлены различные двигательные упражнения со сменой быстрого и медленного темпа звучания музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона и др.), а также игры «Дождик», «Большие ноги», «Мишка и зайка», «Три медведя» и прослушивание различных музыкальных произведений.
На формирование умения соотносить звуковой и зрительный образ реального предмета или действия направлены игры «Лото», «Домино» и др. В ходе их дети слушают название предметов или действий и подбирают соответствующие картинки; педагог может изменять силу голоса, закрыв лицо экраном или встав сзади детей.
Различение лексических значений тренируют на примере слов, близких по длине и ритмической структуре. Слова предъявляются в такой последовательности:
— начинающиеся с фонем типа: Маша – каша; ложка – кошка; рога – нога; забор – набор; ворона – корона; варит – жарит; пьет – льет – шьет и т.д.;
— начинающиеся с оппозиционных фонем (зуб – суп; дом –том; мышка – мишка; мак – бак; бить – пить);
— различающиеся гласными звуками (мак – мок; лак – лук; дом – дым; мошка – мушка);
— отличающиеся последней согласной фонемой (нож – нос; сом – сок – сон);
— отличающиеся согласной фонемой в середине (коса – коза; касса – каша; забыть – завыть);
— называющие омонимы (ручка, лист, шляпка, лисички).
Для формирования слухо-речевой памяти проводятся игры «Запомни слова», «Лото с отсрочкой»; педагог называет слова, а дети должны подобрать и разложить картинки в названном порядке через 5-10 секунд.
Внимание к содержанию слов и фраз развивается в процессе игр «Бывает – не бывает». Воспитатель говорит детям: «Я буду произносить фразы, а вы отвечать: «Так бывает» или «Так не бывает».
Подобные игры могут помочь детям научится воспринимать вопросы, вслушиваться в слова. Детям предлагается внимательно слушать и по очереди отвечать на вопросы словами «Я» или «Не я». Например: Кто любит груши? Кто не моет уши? Кто любит квас? Кто любит ананас? Кто любит апельсин? Кто любит бензин?
Важно учить детей слушать не только взрослых, но и друг друга. Для этого хорошо использовать игры «Испорченный телефон», «Эхо», «Верни слово» в которых детям необходимо прислушиваться к словам, которые они передают друг другу шепотом.
При формировании фонематического слуха у детей можно использовать игры, направленные на умение воспринимать звуки в слове, их количество, последовательность: «Кто больше назовет слов со звуком …», «Поймай рыбку», «Кто внимательный?», «Кто в каком домике живет?»; количество и последовательность слогов: «Магазин», «Телеграф»
Дети любят игры-драматизации, сюжетносюжетно-ролевая, причем воспитатель как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены слова. Воспитатель называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова.
Интонационно-мелодическая сторона речи оказывает влияние на состояние ребенка, пробуждает в нем эмоциональный отклик, определяет его поведение. Поэтому необходимо фиксировать внимание детей на интонации, с которой произносятся слова, фразы, особенно в стихотворной речи. Данную сторону речи также хорошо отрабатывать в играх-драматизациях.
Работа над дифференциацией звуков, слов, подводит детей к овладению звуковым анализом, звуковым синтезом и формированию фонематических представлений. Овладение данными операциями проводится по общепринятым методикам.
Таким образом, в системе коррекционно-логопедического воздействия работа по преодолению нарушений фонематического слуха начинается на подготовительном этапе (развитии неречевого слуха) и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков: в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, а также в процессе формирования лексико-грамматического строя речи.
Ведущая роль в коррекции нарушений фонематического слуха принадлежит логопеду, который по результатам обследования составляет коррекционную программу и проводит с детьми специальные коррекционно-развивающие занятия. В зависимости от степени выявленных нарушений фонематического слуха у детей определенной группы, в занятия могут включаться задания на различение неречевых звуков (звуки природы, музыкальных инструментов и др.), на различение речевых звуков (выделение звука из ряда звуков, слогов, из слова, ряда слов, словосочетаний, фраз). Обучающие задания желательно проводит в виде различных дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций. Занятия логопедом проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. На фронтальных занятиях желательно присутствие воспитателя логопедической группы, так как логопеду желательно работать во взаимодействии с воспитателем для более эффективной работы по формированию у детей фонематического слуха. Воспитатель в ДОУ находится с детьми гораздо больше времени, чем логопед и имеет большие возможности для работы по коррекции речевых нарушений у детей, в том числе и нарушений фонематического слуха.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Кристаллик» Республика Хакасия, город Абакан
Автор: Елисеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед
________________________________________________

Что не говори, а ивановский детский трикотаж самый практичный, удобный и яркий. И это не просто слова, а проверенный временем факт. Его любят дети, а родители предпочитают его покупать, потому что этот трикотаж сто процентов прочный, сохраняет свое качество и цвет после многочисленных стирок. А вы же знаете какими наши детки бывают чумазиками.


Нет комментариев.

Отправка комментария