27.01.2012 |

Организация индивидуальной учебы младших школьников с доминирующим правым или левым полушарием головного мозга



Организация индивидуальной учебы младших школьников с доминирующим правым или левым полушарием головного мозга
В статье из опыта работы отмечено, чтобы обеспечить эффективность учебы школьников, учитель должен учитывать психофизиологические особенности детей : функциональную асимметрию мозга : лево-, правополушарный интеллект; стили учебы за основными каналами восприятия
Конец ХХ века охарактеризовался настоящими революционными изменениями в учебе. Прежде всего это связано с вводом в просветительском пространстве  личностно ориентированной учебы.
В технологии личностно ориентированной учебы особенное значение предоставляется такому фактору, который в традиционной педагогике почти не учитывается, - индивидуальной учебе. Каждый учитель должен знать психофизиологические особенности своих учеников, чтобы правильно выстроить схему общения, поведение, методику преподавания.
Чтобы обеспечить эффективность учебы школьников, учитель должен учитывать в первую очередь такие психофизиологические особенности детей : функциональную асимметрию мозга : лево-, правополушарный интеллект; стили учебы за основными каналами восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический); темперамент.
Ученики с левополушарным интеллектом.
Левое полушарие психологи называют "логическим" и "языковым", потому что оно доминирует при выполнении таких операций, как: чтение, писание, счет, логические расчеты. Ученик с левополушарным интеллектом логики (классифицирует по существенным признакам) и аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ). Он имеет алгоритмическое, символическое, схематическое мышление. Условно учеников с левополушарным интеллектом можно назвать "мыслителями". Как правило, у "мыслителей" ведущая рука права.
Ученики с левополушарным интеллектом лучше всего воспринимают учебный материал, если он изложен четко, логично, структурировано, детализировано, с многократным повторением, с использованием схем, таблиц, правил, заданий на аналитическое мышление.
Поэтому в учебе школьников с доминирующим левым полушарием широко используются эвристические и проблемные методы и приемы, которые требуют применения логического и аналитического мышления, языка. Вот некоторые из них: метод "Пресс", "Мозговой штурм", "Микрофон", "незаконченное предложение", "Диаграмма Вена", "Сенкан", "Семантическая карта", логические упражнения на установление связей ("Найди соответствия", "Определи четвертое излишне") и тому подобное.
Метод "Пресс" основан на аналитической мыслительной деятельности учеников и может активно использоваться на подавляющем большинстве уроков в начальной школе. Например, на уроке "Основы здоровья" : "Я считаю, что каждый человек должен следить за своим здоровьем, потому что лишь здоровый человек чувствует себя счастливым. Например, здоровый ребенок хорошо учится, занимается спортом, другими любимыми делами, может путешествовать, всегда находится в хорошем настроении. Следовательно, каждый должен беречь свое здоровье".
А вот пример использования метода "Пресс" на уроке ознакомления с окружающим: "Я считаю, что человек должен много работать, потому что труд является залогом настоящего жизненного успеха. Например, Андрей Шевченко стал знаменитым во всем мире футболистом благодаря настойчивому труду с детства. Следовательно, если хочешь быть знаменитым, много и настойчиво работай".
Метод "Мозговой штурм" используют для активизации мышления при решении какой-то проблемы, которая имеет несколько путей решения. Например, на уроке по ознакомлению с окружающим в 4-ом классе учитель может дать задание школьникам поискать способ спасения для путешественников, которые заблудились в лесу. А на уроке "Основы здоровья" - предложить идеи, как помочь папе избавиться от вредной привычки - курения.
Прием "Сенкан" стоит использовать на итоговом этапе урока. Этот прием помогает ученикам обобщить и четко сформулировать свое представление о каком-то понятии. Например, на уроке чтения в 4-ом классе во время изучения раздела "Народное творчество" ученики составляют сенкан о загадке.
Интересные, сообразительные.
Хорошая тренировка мозга и воображения.
Мудрость.
Поскольку ученики с левополушарным интеллектом имеют воспроизводительное воображение, им стоит предлагать задание на развитие связного повествования воспроизводительного характера. Например, перевод текста, перевод с изменением лица пересказчика, перевод с подробным цитированием авторского текста, рассказ о жизни героя произведения, устном (письменный) отзыве на прочитанную книгу и тому подобное.
Ученики с правополушарным интеллектом.
С доминированием у школьника правого полушария психологи связывают способность ребенка к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистический дар, мечтательность, то есть творческую деятельность.
У этих детей преобладает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая обработка информации; непроизвольная память; конкретно-образное, поисковое, творческое мышление, очень развитое воображение. Для них характерно синтетическое (целостное) восприятие. Люди с хорошо развитым правым полушарием в целом любят представлять обобщенную картину.
Ученики с правополушарным интеллектом талантливые, неординарные личности; неслучайно их считают цветом нации. Если они плохо учатся, то это лишь потому, что методы учебы не отвечают их особенностям. Дети с правополушарным интеллектом очень уязвимые и требуют более внимательного отношения к своему психоэмоциональному состоянию. правополушарники - это люди с ведущей левой рукой. Условно таких учеников можно назвать "художниками".
Обучая учеников с доминирующим правым полушарием, учитель должен применять объяснительно-иллюстративные методы ассоциативного и проектно-творческого характера. Ученикам-правополушарникам лучше подавать информацию визуальными средствами (учебные и художественные фильмы, презентации, картины, иллюстрации к произведениям и тому подобное), с помощью музыки, искусства, которое предусматривает привлечение воображения, интуиции.
При объяснении нового материала для учеников-правополушарников не нужно многократное словесное повторение (как того требуют "мыслители"). Ученики с доминирующим правым полушарием легче усваивают правила, если они сами "схватят" принцип, причем часто на интуитивном уровне; правополушарники и учатся от общего к частичному.
Эмоциональный фон очень важен для детей с правополушарным интеллектом. Они легче всего запоминают информацию с высокой эмоциональной нагрузкой. Для активизации деятельности правого полушария для получения новой информации важно использовать музыку, особенно барокко (например, Вивальди "Пять концертов для флейт и камерного оркестра", Гендель "Музыка на воде", Бах "Канонические вариации", Toccata и др.). Учеба на фоне музыки вызывает в учеников-правополушарников эмоциональный отзыв, многочисленные ассоциации.
Ученикам-правополушарникам ("художникам") нужно предлагать творческие задания, задания на ассоциативное мышление, выполняя которые они могут применить свою богатую фантазию и воображение.
В работе из детьми-правополушарниками важно применять широкую палитру ассоциативных методов : "ассоциативные рисунки", "ассоциативные цепочки", "ассоциативные диктанты", "ассоциативные схемы", "ассоциативные проекты" и тому подобное.
Например, вот как могут выглядеть "ассоциативные цепочки", которые составляют четвероклассники на уроках чтения, изучая раздел "Как не любить тот край".
Камень - источник - сухой дуб - гнездо - соловей - грусть - старый дед. (В.Сухомлинский "Камень"). Мелкий дождик - большое сито - окошко для Солнышка - Мамочка - улыбка (Ю.Ярмыш "Мелкий дождик").
Поскольку ученики-правополушарники чрезвычайно творческие личности, им нужно предлагать как можно больше заданий творческого характера : нарисовать иллюстрации к произведениям, подобрать музыку к теме урока, инсценировать отрывок из произведения и тому подобное.
Поскольку ученики-правополушарники имеют творческое воображение, на уроках развития связного повествования им можно предлагать такие виды творческих работ : написать свой финал произведения, изменить сюжет произведения, наделить героя другими качествами, ввести новых героев в произведение, изменить место действия, перенести героев произведения в новые обстоятельства, сложить коллаж из сказок, нарисовать комиксы к произведению, написать сказку о собственных приключениях с участием известных сказочных героев, написать сценарий фильма по мотивам любимых сказок и тому подобное.
Учет функциональной асимметрии мозга - один из важных факторов в организации индивидуальной учебы школьников начальных классов, игнорирование которого может стать причиной неуспеваемости школьников. Особенно это касается учеников с правополушарным интеллектом, поскольку школьные программы и учебники в основном рассчитаны на учебу школьников с доминирующим левым полушарием. Поэтому учителю нужно помнить, что от его профессионального мастерства и небезразличия зависит, насколько успешной будет учеба детей.
_________________________________________________
Впереди выходные. Самое время подумать о том, чем бы вкусненьким побаловать своих родных и близких. Может быть приготовить драники с шампиньонами или ирландский суп... Все, определилась... Нашла на сайте "Голодовке НЕТ" шикарные кулинарные рецепты и решила приготовить суши по простому рецепту.

Нет комментариев.

Отправка комментария