16.01.2012 |

Конспект занятия: "Вода. Свойства воды"


Активизация познавательной деятельности путем внедрение интерактивных технологий
Полноценными являются только те
знания, которые ребенок получил
собственной активностью.
Иоганн Песталоцци
Особо благоприятные условия для развития познавательной активности создаются на уроках естествознания, ибо именно здесь дети могут удовлетворить свой интерес к окружающему миру - живой и неживой природы, природных явлений и т.д. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал любой сложности.
С целью активизации познавательной деятельности, на каждом уроке нужно применять элементы интерактивных технологий, творческие проблемные задачи, обеспечивающие развитие тех способностей и качеств, которые находятся в стадии формирования.
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивный - означает возможность взаимодействовать или находиться в режиме беседы и диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс. 
Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения.
Использование интерактивных технологий дает возможность для профессионального роста, для изменения себя, для обучения вместе с учениками. После нескольких тщательно подготовленных уроков можно почувствовать, как изменилось отношение учеников к учителю, какая атмосфера в классе, и это служит дополнительным стимулом к работе.
Вашему вниманию предлагаю урок по природоведению с использованием интерактивных технологий обучения.
Конспект занятия: "Вода. Свойства воды"
Тема: Вода. Свойства воды - жидкости.
Цель: Формировать понятие "вода", дать учащимся представление о трех состояниях воды: жидкий, твердый, газообразный. Исследовать свойства воды - жидкости. Развивать наблюдательность, внимательность, умение работать группами, высказывать свое мнение. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.
Оборудование: индивидуальные карточки, ребус, стакан воды, ложка.
Ход урока:
И. Организация класса.
Все, садимся тихо, дети,
Договоримся не шуметь.
Руку смело поднимать,
Четко громко отвечать.
На уроке не дремать,
Знания скорей хватать.
Чтобы не было мороки,
Все готовы вы к уроку?
Дети: - Да!
- Что же, время не теряем,
И урок мы начинаем.
II. Проверка домашнего задания.
1) Технология «Продолжи предложение»
- Продолжи предложение: воздух - это ...
- В состав воздуха входят ...
- Я знаю такие свойства воздуха ...
2) Технология «Микрофон»
- Для чего необходимо заботиться о чистоте воздуха?
III. Изучение нового материала.
- Сегодня наш разговор пойдет о том, что спряталось в ребусе.

Слайд 2. Известна издавна жидкость, всяк ее употребляет.
Бывает облачком она, снежинкой бывает ...
1. Рассказ учителя.
- Вода в природе встречается везде. Ее видели все и знают, что такое вода. Вода - это жизнь. Тысячи лет могут пролежать зернышки в сухой земле. Но когда их увлажнит капелька воды, они обязательно прорастут. Испокон веков превращала вода засушливые степи - на плодородные земли, а жаркие пустыни - в цветущие оазисы.
Попробуйте представить современную жизнь без воды. И вы поймете: вода - бесценный дар природы, требующий изучения, сохранения и большого уважения!
Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Это озера, моря, реки, океаны. Вода есть в воздухе, в почве, под землей. Облака в небе и ледники в горах - это тоже вода. Вода входит в состав всех живых организмов. Например, в организме человека вода составляет более половины массы тела, а огурец почти полностью состоит из воды. Без воды засыхают растения, погибают животные. Человек может прожить без воды несколько дней. Вода - богатство земли. Она необходима всем.
Из космоса, как утверждают космонавты, Земля очень красивая. Она сверкает всеми оттенками белых, синих, зеленых и фиолетовых красок. И все это - благодаря воде. А на Земле - зеленые долины извилистых рек ... Голубые лесные озера ... Звонкие источники ... Колодцы с хрустальной водой ... Безграничная гладь, в которой утонули высокое синее небо ... Ледяные горы - айсберги среди серых холодных океанических волн ... Белые ледяные пустыни Арктики и Антарктики. Все эти виды - такие разные, созданные водой. Но вода есть не только на поверхности Земли. Под поверхностью Земли также скрываются реки и озера.
2. Работа в группах:
- Подумайте и скажите, почему говорят, что
1 группа - Без воды и ни туды, и ни сюды.
2 группа - Куда водица течет, там травка растет.
Слайд 3-5. В природе вода находится в трех состояниях. Как вы думаете - где?
(Рассуждения детей)
- Вода в природе находится в таких состояниях: жидком - вода, твердом - снег и лед, газообразном - водяной пар.
3. Словарная работа.
Словарик
Жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние.
- Вспомни, в каком состоянии ты видел воду? Где и когда?
- Почему белье высыхает? С какого в какое состояние переходит?
- Пар - это газообразное состояние воды, его не видно, как и любой газ. Как доказать, что такое состояние воды существует?
- В какое состояние переходит вода, когда она закипает в чайнике?
4. Отгадывание загадок. Отгадай загадки и объясни, как идет вода.
Слайд 6.
1. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
2. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь)
3. Утром падаю всегда —
Не дождинка, не звезда —
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.(Роса)
4. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
- А теперь, пользуясь рекомендациями учебника и подготовленными вещами мы с вами будем исследовать свойства воды - жидкости.
5. Исследовательская деятельность.
Вода текучая. Если вылить воду, например, на стол, она растечется по его поверхности.
Вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в который ее наливают. Для определения других свойства, выполним опыты.
Опыты.
 В стакан с чистой водой опусти ложку. Хорошо ли ее видно? О каком свойстве воды это говорит?
 Посмотри, имеет вода цвет?
 Имеет ли вода запах.
Слайд 7. Итак, мы выяснили, что вода текуча, не имеет собственной формы, прозрачная, бесцветная, без запаха.
5. Игра "Выбери правильный ответ"
Задачи. Выбери правильные ответы:
Вода - а) - это богатство Земли.
б) - без воды можно жить.
Вода находится в следующих состояниях:
1) в жидком, 2) в газообразном, 3) в жидком, газообразном, твердом.
Физкультминутка
Вот плывет толстая тучка,
А везет она снежинки,
Им надоело так сидеть,
Захотелось улететь. (Движение по кругу)
Начали они кружиться,
Словно танец танцевать.
Ветерок с ними играл,
Вьюгу снежную поднял.
И снежинки покрутились
IV. Работа по учебнику.
1. Чтение и обсуждение статьи "Свойства воды - жидкости".
IV. Создание «ассоциативного куста» в виде схемы под руководством учителя.
V. Минутка "Интересно". Сообщение исследователей.
Чрезвычайные дожди.
Каких только шалостей не посылает на землю небо: ураганы и смерчи, шквалы, ливни, метели. Изредка встречаются необычные дожди - "апельсиновые", "рыбьи", и "лягушачьи", "серебряные" дожди и "небесная манна" ...
В 1608 году на юге Франции выпал густой красный дождь.
Никто не сомневался: с неба льется настоящая кровь. Перепуганные люди сбрасывали с себя загрязненную одежду и выбрасывали вон. Многие начали предвещать конец света. Однако дождь прошел и все остались живы.
В прошлом веке подобные явления наблюдали в Западной Европе более 25 раз. В 20 веке оно было на территории Венгрии, Италии, Франции, Турции и других стран.
31 марта 1847 во Франции близ города Шабер выпал "белый" снег, похожий на молоко, а в 1956 году "молочный" дождь прошел возле Киева.
Откуда и почему прошли "кровавые" и "молочные" дожди?
Причиной таких дождей является ветер ураганной силы. Пролетая над дальними пустынями, он порой поднимает вверх много красной пыли и несет с собой. Пыль, смешиваясь с каплями дождя, выпадает в виде крови. Если ветер подхватывает пыль мела, или белой глины, то капли дождя окрашиваются в белый.
Бывают дожди иного характера. Население приморских стран неоднократно наблюдало дожди из рыбы. Однажды в Дании на протяжении 20 минут с неба падали живые раки. В разных местах Земли выпадали "дожди" из лягушек, пауков, гусениц. Причиной этому является смерч. Он действует, как мощный пылесос. Проносясь над поверхностью земли, смерч уносит мелких обитателей суши или водоема, поднимает их высоко в небо, а потом, как он потеряет силу, они начинают падать на головы перепуганных людей.
VI. Итог урока.
1. Знакомство с гимном воде.
«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое в мире богатство. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое легкое спугнуть». Антуан де Сент-Экзюпери
2. Игра «Продолжи предложение»
"На уроке я научился ..." (узнал, запомнил, понял, повторил; заинтересовался).
VI. Домашнее задание. с.91-93, рассуждение: Какое значение имеет вода для людей? и Для чего на Земле необходима вода? (По желанию - нарисуй!).
___________________________________________
Хочу рассказать о замечательном интернет ресурсе, который я нашла в сети Интернет. Это бесплатный образовательный портал school-box.ru. На нем размещено много интересного материала и для тех кто учиться, и для тех кто преподает: можно скачать презентацию по любому школьному предмету, учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, учебники, рефераты, ознакомиться с методической литературой, учебными пособиями, посмотреть обучающие видеокурсы и программы.

Нет комментариев.

Отправка комментария