18.01.2012 |

Грунт. Из чего состоит грунт


Тема: Грунт. Из чего состоит грунт.
Цель: Формировать понятие "почва", "плодородие"; исследовать состав почвы. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к природе.
Оборудование: Ребус, схемы, стакан воды, комочек почвы, нагреватель, стекло, таблица "Слои земной поверхности".
Ход урока
И. Организация класса.
Уж сигнал нам дал звонок:
Начать пора урок.
Не трудиться нам нельзя,
Не пройдет минутки зря.
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа:
- Какие горные породы ты знаешь?
- Что тебе известно о полезных ископаемых местности, где ты живешь?
2. Лото «Полезные ископаемые»
- Поставь условный знак полезных ископаемых в соответствующем квадратике.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Разгадай ребус. В нем зашифровано то, о чем пойдет речь сегодня на уроке (в ребусе зашифровано слово грунт).
- Сегодня на уроке вы узнаете о грунте и из чего он состоит.
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.

Грунт можно сравнить с тоненькой пленкой, которая покрыла сушу нашей огромной планеты. Но без этой "пленки" не было бы на суше ни растений, ни животных, ни людей. Почему? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. А значит не смогут жить на Земле люди. Вот почему говорят, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы - нет ...
2. Работа по таблице.
- Рассмотрите таблицу. Похож этот рисунок на тот, что вы наблюдали, когда были у оврага? Вы видели несколько слоев земли, различных по цвету и толщине. Верхний слой - темного цвета, под ним залегает светлый слой песка, затем глина. Еще ниже - камни.
Верхний рыхлый, плодородный слой земли, в котором растут растения, называется грунтом.

- Почему почва имеет темный цвет?
- Да, вы помните, что основная часть почвы - перегной. Опавшие листья, остатки отмерших растений и животных медленно перегнивают. Образуется перегной. Перегной черного цвета. От него грунт приобретает темную окраску. Перегной содержит питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
3. Проведения опытов.
1) Работа в группах.
- Из чего состоит грунт?
Группа 1. Опыт.
Определите, какого цвета грунт. От чего зависит цвет почвы?
Группа 2. Опыт. Бросьте горсть грунта в воду. Что выходит из нее? (Пузырьки воздуха.)
Группа 3. Опыт.
- Рассмотрите внимательнее, какие части вы видите в почве?
(Мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, мелких насекомых.)
- О чем это говорит? (В почве живут растения и животные.)
2) Продолжение работы над опытами под руководством учителя.
Опыт 1. Нагреем грунт на огне, держа над ним холодное стекло.
Наблюдай, как на стекле появляются капельки воды.
Опыт 2. Продолжим нагревать грунт.
Наблюдай: над ним появляется дымок. Чувствуется запах жженого перегноя. Сравни цвет грунта до прокаливания и после него. Как он изменился?
Опыт 3. Прокаленный грунт положим в стакан с водой и размешаем. Поставим на некоторое время, чтобы вода отстоялась и стала прозрачной.
Наблюдай: на дно стакана осядет слой песка, а над ним будет слой глины. Сравни их по цвету.
Опыт 4. В огнеупорную чашку нальем из стакана немного отстоянной воды и будем нагревать ее до полного испарения. На дне чашки осталось немного белого вещества. Это минеральные соли. Они были в почве. Затем растворились в воде. После испарения воды превратились в маленькие кристаллики.
Минеральные соли - это питательные вещества. Они образуются в почве из перегноя под действием бактерий. Без минеральных солей растения не могут расти.
Следовательно, почва состоит из воздуха, перегноя, глины, песка и минеральных солей.
Грунт, в котором много перегноя. называют плодородным. В нем хорошо растут и развиваются растения. Плодородие - главный признак почвы. Плодородный грунт - чернозем. Наше государство богато черноземом.
3. Самостоятельное составление схемы "Состав почвы".

4. Физкультминутка
5. Работа по учебнику.
Самостоятельная проработка статьи "Охрана почвы".
- Какое значение имеет почва в природе?
- Для чего люди используют грунт?
- Какое значение имеет почва для человека?
- Почему разрушается почва?
- Как нужно охранять почву?
IV. Закрепление нового материала.
1. Решение творческих задач.
Люди называют землю кормилицей. Почему?
Почему не надо сжигать в садах, парках опавшие листья и сухую траву?
Как вы понимаете пословицу: "Есть снег на полях - будет хлеб на столах?"
2. Работа в тетрадях.
3. Метод «Займи позицию».
Вопросы для обсуждения:
- Какой грунт плодородный?
1) в котором много корешков;
2) в котором много минеральных солей (питательных веществ);
3) в котором много песка.
(На доске варианты ответов на вопросы)
Дети обсуждают вопрос в группах. После обсуждения представитель каждой группы подходит к тому номеру на доске, который совпадает с ответом группы. Обосновывает свой выбор.
V. Итог урока.
- Что такое почва?
- Из чего состоит грунт?
- Как нужно охранять почву?
- Какой вид работы на уроке понравился вам больше всего?
VI. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о мерах по сохранению почв.
_______________________________________________
Ну вот и наступила настоящая зима: выпал снежок, деревья стоят в инее, на дорогах появился гололед.... Ну а как же по другому, ведь завтра  уже Крещение! Автоводителям самое время купить шины в киеве это можно сделать, воспользовавшись услугами интернет-магазина shinakiev.com.ua Быстро, удобно и выгодно.  

Нет комментариев.

Отправка комментария