13.11.2011 |

Урок по зарубежной литературе в 6 классе: Путешествие Скруджа в рождественскую ночь во времени и пространстве

скрудж
Тема. Путешествие Скруджа в рождественскую ночь во времени и пространстве
Цель: формировать умение анализировать содержание художественного произведения; совершенствовать навыки выразительного чтения; усвоить понятие "параллелизм", развивать логическое мышление, связное вещание; воспитывать человечность, доброту, милосердие, умение сочувствовать.
Оборудование: учебники, бумажная елка на доске, схемы, макеты, карты-путешествия.
Тип урока : урок-путешествие.
ХОД УРОКА
Путешествовать - значит каждую минуту рождаться и умирать.
В. Гюго
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАНИЙ УРОКУ
- Тема нашего урока сегодня "Путешествие Скруджа в рождественскую ночь во времени и пространстве". Мы проанализируем содержание произведения, улучшим навыки выразительного чтения; усвоим понятие "параллелизм"; поймем, что к каждому человеку надо относиться по-доброму, с милосердием.
- Эпиграфом урока будут слова В. Гюго ( записываем в тетрадь)
ІІІ. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слово учителя.
- На этом уроке нас ожидает необычное путешествие. Оно состоится в Сочельник, той удивительнейшей ночи, единственной на год, когда осуществляются все желания, становятся реальными самые фантастические мечты. Вы знаете, что Рождество - это большой праздник, торжество света и добра, день очистки души от зла.
Обращаю ваше внимание, что урок наш - необычное путешествие - проходит зимой, герой путешествует в Рождественскую ночь, а оценивать вашу работу я буду не в баллах, а в снежинках. В конце урока посчитаем их количество: у кого больше - тот получит высшую оценку.
2. Задание ученикам.
- Давайте вспомним главных героев "Рождественской сказки".
- Проследите, как воспринимают свято Рождества герои произведения. Найдите цитаты и зачитайте их из текста.
Герои произведения, их отношение к Рождеству:
Фред племянник: "Я хорошо помню, чем всегда были для меня Рождественские святки. Их я всегда воспринимал как добрую пору, как милый, дорогой момент всепрощения и милосердия. Рождество - то же единственное время, которое я только знаю в длинном календаре года, когда все люди, мужчины и женщины, будто за молчаливым согласием, свободно открывают свои сердца, которые до сих пор были словно замкнутые на замок, и проникаются сочувствием к обездоленным"."Я верю, что Рождество приносит мне добро и будет приносить. Да здравствует Рождество"!
Собиратели средств для бедных: "В эти дни лишение чувствуется особенно остро, а достаток дает много радости"
Рудокопы: "Все они были одеты по-праздничному"
Охранники маяка: "Разожгли огонь, пожали друг другу руки, пожелали друг другу веселого праздника"
Клерк и его семья: "Все здесь были счастливы, довольны друг другом, рады празднику, благодарны судьбе"
Тим: "Хорошо, что меня видели в церкви. Я калека, и, наверное, людям приятно, глядя на меня, вспоминать в первый день Рождества, кто заставил хромых ходить, а слепых видеть"
Ебизинер Скрудж: "Бессмыслица"!; "Глупость"!; "Много пользы было тогда от тех святок"?; "Я не балую себя на святки"; "Была бы моя воля, я бы такого бевзя, который бегает и шумит, : "Веселые святки"! - сварил бы заживо в куче с начинкой"
3.Мини-викторина "Украшение елки"
(Ученикам раздаются "елочные украшения" с вопросами на обороте, ответив на вопрос, дети вешают их на елку.)
- Вы хорошо поработали, а теперь вспомните основной атрибут Рождества. (Елка)
- Украсим елку. Я раздам карточки с вопросами в виде новогодних игрушек, а вы, ответив, будете вешать их на елку.
1. Какое путешествие предложил Дух Прошлых Праздников? (В детство и юность).
2. Расскажите, каким Скрудж был в детстве?
3. Что увидел герой во время путешествия с Духом Нынешних Праздников? (Своя нынешняя жизнь, свое отношение к окружающим и их отношение к себе.)
4. Что напугало Скруджа в Будущем? (Одиночество немощного, никому не нужного старого и, собственно, смерть.)
5. Как ты думаешь, что подтолкнуло героя обратиться с мольбой к Духу Будущих Праздников? Зачитайте эти слова. ( Одинокая жизнь и безразличие окружающих так поразили Скруджа, что он обратился с мольбой: "Я искупаю свое Прошлое Нынешним и Будущим, и воспоминания о трех Духов всегда будут жить во мне"!)
6. Подумай, для чего Скруджу посланы путешествия. ( С целью исправления ошибок жизни.)
7. Как переплетаются в произведении реальность и фантастика?
4. Комментарий учителя.
- В произведении достаточно тесно переплетается реальное и фантастическое. Рядом с необычными путешествиями, Духами, привидениями автор изображает тяжелую жизнь бедного люда, их бедности, горя, голода, страданий. Однако, именно они владеют наибольшим богатством - имеют добрую душу, искренность, милосердие, сочувствие. И в этом заключается человечность писателя.
5. Работа с текстом.
- Диккенс был не только добрым человеком, а еще и лириком. Найдите в тексте описания пейзажей (строфы I и V). (Тем временем туман и тьма за окном еще густели)
- А найдите, как чувствовал себя Скрудж в тот вечер. (Скрудж съел свой хмурый обед.
- Или одинаковое состояние героя и состояние природы? Какие они? (Хмурые)
- С какой целью автор использует такие описания? (Они помогают раскрыть внутренний мир героя.)
- Такой прием называется параллелизм ( запишите понятие в литературоведческий словарик).
Параллелизм - сопоставление на основе одинаковых признаков предметов, явлений, чувств. Это слово греческого происхождения : "параллельный" - тот, который находится или идет рядом. Параллелизм издавна использовался в народной поэзии, особенно - параллельные обиды из жизни природы и человека. Диккенсу этот прием дает возможность подчеркнуть изменения, которые происходят в жизни героя.
Физкультминутка.
6. Работа с эпиграфом
- Обратите внимание на слова Виктора Гюго : "Путешествовать - значит каждую минуту рождаться и умирать". За Рождественскую ночь Скрудж трижды осуществлял путешествия, после каждого из которых он заново переосмысливал прожитую жизнь. Как это происходило мы выясним с помощью схемы "План-маршрут путешествий Скруджа".
7. Составление плана путешествий Скруджа.
- Как путешествует Скрудж в Рождественскую ночь? Для этого мы сложим план и запишем:
План путешествий Скруджа.
І. В Прошлое
ІІ. В Современное.
ІІІ. В Будущее.
Первую часть плана складываем в классе, а ІІ и ІІІ - дома.
ІV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Рефлексия.
- Что хотел сказать своим произведением автор?
- В чем же заключается воспитательное значение повести?
- Что полезного почерпнули для себя?
- Что понравилось на уроке?
2. Итог урока.
- Рождественская история Ч. Диккенса похожа на сказку со счастливым концом. Как и каждая сказка, она имеет свой подтекст. Писатель напоминает людям, что часто в своих несчастьях виноваты они сами, в их руках - изменить жизнь к лучшему, жить в мире и согласии, быть добрыми и милосердными. Нужно хотя бы иногда анализировать свои поступки, и тогда станут понятными ошибки, которые надо исправлять всегда вовремя. Так думал писатель, который желал видеть всех людей счастливыми, он вынуждал их задумываться над собственной жизнью.
3.Оценивание.
- Посчитайте свои снежинки. Все, кто их получил - заработал высокий балл.
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: доработать план-схему путешествий Скруджа; написать произведение-размышление на тему "верю ли я в Рождественские чудеса"?.
Подготовила учитель украинского языка и литературы общеобразовательной школы № 35 г.Краматорска Шевченко О. Г.
_________________________________________________
Наши детки очень быстро растут...Не успела купить сыну брючки, смотришь, а они уже маленькие... И снова эта беготня по магазинам, огромное количество потраченного драгоценного времени, капризы и нервы. Другое дело - интернет магазин! Сидя дома возле монитора можно подобрать одежду для ваших детей без особых усилий. А цены при этом ни чем не отличаются от рыночных.

Нет комментариев.

Отправка комментария