17.09.2011 |

Мальчики и девочки: психологические расхождения

мальчик девочка ребенок
Мальчики и девочки: психологические расхождения
Религиозная традиция четко определяет момент, от которого человек имеет право обнаружить свои сексуальные возможности: венчание и последующая супружеская жизнь. Считается, что ребенок «чист душой». И только постепенно «грех» - в том числе и в форме мыслей о другом поле - входит в него.
И именно понятие «невинность» - отсюда. Это, а также слабое развитие физиологии и психологии, послужило основой представлений о «сексуальной нейтральности» детства.
Психологические расхождения и половая принадлежность
Хотя термин «невинность» этический, а термин «сексуальная нейтральность» - научный, было принято считать, что «сексуальная нейтральность» - хорошо, а проявление сексуального развития ребенка - плохо. Вот, например, что писал в 1964 году один из известных отечественных педагогов: «Мы решительно отрицаем, что детская сексуальность возникает в раннем детстве». Понятно, насколько неожиданными и скандальными воспринимали в то время взгляды основоположника учения о сексуальности (и детской - в частности) австрийского психиатра З. Фрейда (1856-1939), выраженные более чем за полвека до процитированной выше мысли.
Два важных и для нас бесспорных положение Фрейда. Первое: ребенок не является сексуально нейтральным существом. Проявления ее сексуального развития можно наблюдать в любом возрасте. И это - нормально. Даже маленький ребенок имеет свой «сексуальный опыт» - естественно, специфический, не такой, как у взрослых. Например, впечатление детства - взаимоотношения с матерью, отцом, наблюдение за их отношениями - играют важную роль в самостоятельной взрослой жизни человека, в том числе в сфере межполовых отношений.
Иногда эти впечатления травмируют психику. Человек психически защищается от них: происходит «вытеснение» этих воспоминаний из сферы сознания. Но и в неосознанном виде они могут отражаться на психическом самочувствии взрослого человека и его взаимоотношениях с окружающими, способствуя возникновению неврозов и «комплексов», которые подчиняют себе его поведение и образ жизни.
Поскольку эти неосознанные, но стойко присутствующие в психике впечатления могут обнаруживать себя в характере мышления, ассоциациях, реакциях, на разные слова, их можно обнаружить. Характерно, что именно их выявление - то есть перевод в осознаваемую форму - имеет лечебное значение. Почему? Потому, что только после их осознания человек получает возможность их переоценить, то есть изменить их значимость. Например, в виде такого мнения защитного характера: «это было давно», «теперь уже это не имеет никакого значения» и так далее. В полном соответствии со старой латинской поговоркой: «Измени свое отношение к вещам, что тебя волнуют, и ты будешь от них защищенный».
Предложенный Фрейдом метод психоанализа именно в этом и заключается. Человеку, который страдает неврозом, дают возможность разговаривать с врачом-психоаналитиком на свободную тему - о чем хочешь. И выясняется, что каждый избирает для такого разговора какую-то свою тему. И говорит о том, что его волнует больше всего, даже не осознавая этого. Врач же должен сделать объективный вывод о том, что именно обременяет психику пациента.
Учение Фрейда не могло не привлечь широкого внимания. Во-первых, проблема отношений с другой статью касается каждого, и именно жизнь протекает в формах, связанных с половой принадлежностью. Сын и дочь. Отец и иметь. Дедушка и бабушка. Роли разные, но все они зависят именно от половой принадлежности. Но до Фрейда о сексуальности говорили только психиатры и криминалисты. И говорили, естественно, о патологии, отклонение от нормы. Да, тема сексуальности приобрела какой-то криминальный или патологический оттенок. А Фрейд заговорил о сексуальности как нормальном качестве нормального человека, но временами обремененном некоторыми связанными с проявлениями сексуальности жизненными проблемами.
Во-вторых, представления Фрейда о сексуальном развитии ребенка были восприняты как скандальные потому, что идея развития еще не была надлежащим образом освоена общественным сознанием. Поэтому в представление о «сексуальности» ребенка вкладывали такое же содержание, как и у взрослых. А само это качество расценивалось как что-то, что не имеет степени, градации, фазы. В связи с этим уместно напомнить, что в произведениях изобразительного искусства древних ребенок изображался так же, как и взрослый, только меньших размеров: вековые расхождения в пропорциях тела, как правило, не учитывались. Соответственно, и во многом другом детей тоже считали как бы маленькой копией взрослого. И только освоение идеи развития, в ее дополнении к человеку, позволило начать сравнение и анализ вековых особенностей человека на разных этапах ее жизненного пути.
Каждый, однако, способный сделать вывод: если впечатления детства могут отражаться на взрослой жизни (а разве это можно отрицать?), значит, эти впечатления небезразличны человеку в течении всей его жизни. А следовательно, даже ребенок не относиться к ним «нейтрально». В том числе и в сфере межполовых отношений.
Напомним, что уже в момент зачатия ребенок получает главное для того, чтоб стать мужчиной или женщиной - набор половых хромосом. Последующее зависит от условий развития и воспитания. Сравним это с фотоснимком: его содержание полностью определяется в момент, когда срабатывает затвор фотоаппарата. И ничего другого на снимке появиться уже не может - его можно лишь нормально проявить или испортить.
Но стать реальным снимком он может лишь после того, как будет проявлена пленка. Вопрос: когда возник снимок? В момент срабатывания затвора или в момент проявки пленки? Правильная формула такова: сначала закладывается природа явления (делается снимок), а затем формируется его образ (проявляется пленка).
Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития. И было бы бессмысленно допускать, что к какому-то моменту половая принадлежность «не имеет права» себя обнаруживать - естественно, в специфической для каждого возраста форме и степени.
Следовательно, психологические расхождения мальчиков и девочек. Во-первых, это расхождение в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Расхождение в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы дозревания психики, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство. Иначе говоря, люди мужского и женского пола существуют в обществе как граждане и как потенциальные сексуальные партнеры, которые впоследствии создают семью и рожают детей.
Расхождение между мальчиками и девочками можно обнаружить еще до рождению: мальчики обычно сильнее толкают мать (при шевелении плода). Физически (в среднем) мальчики сильнее. Они громче и упорнее кричат, когда голодные. Они рождаются с большим весом (на 200-300 г больше), раньше начинают держать голову в вертикальном положении и на животе - иногда способны на это в первые же дни после рождения.
Уже в раннем возрасте проявляются расхождение: воспитание девочки и уход за ней обычно связаны из множеством мелких забот и обеспокоенности, чего, как правило, при воспитании мальчика и уходе за ним нет. Но зато в течение более длительного времени девочки находятся «при матери» - рядом, неподалеку и так далее... Мальчики же по мере взросления склонны отдаляться на более значительные расстояния, что порождает обеспокоенность родителей.
С возрастом расхождения между мальчиками и девочками становятся все более выразительными. Эти расхождения проявляются задолго до полового дозревания и не определяются характером воспитания: от него зависит лишь манера их проявления.
Принято считать, что ребенок неосознанно подражает поведению родителей своего пола: мальчик - отца, девочка - матери. При этом, выбирая те же занятия или принимая участие в общей игре, они ведут себя по-разному. Например, помогая отцу что-либо мастерить, мальчик стремится повторить его действия, работая с инструментом. Девочка же полностью может удовлетворяться лишь участием в общем деле самим фактом помощи и вспомогательной ролью.
Расхождение в восприятии пространства и времени
Женский пол хуже чувствует ход времени - очевидно, сказывается высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Будучи объективно самым сильным фактором бытия, время субъективно для каждого течет по-разному. И к тому же неодинаково при разных событиях. Иногда часы «пролетают» как минуты, а иногда минуты субъективно растягиваются «до бесконечности». Эмоции способны «поглощать» или подчинять себе внимание, и потому человек перестает воспринимать ход времени.
Что касается пространства, то не случайно мальчики отдают преимущество игрушкам - предметам перемещения, влияния, превращения. К первому относятся машины, самолеты, космические корабли и тому подобное. Ко второму - инструменты и оружие. И к тому же, именно мужской пол склонен разбирать целое на части - и не только в воображении анализ), но и в реальности. Это заметно уже из раннего возраста. Напротив, девочки отдают преимущество игрушкам - имитациям живых существ (куклы, плюшевые мишки и тому подобное) и средств, которые способствуют повседневной жизни (предметы быта, мебель, посуда, но др.). В сознании девочки из раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора игрушек.
Пространство, которое представляет для девочки интерес, сравнительно небольшое. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. Отсюда именно интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и другая техника). Вместе с тем и по этой причине много чего из непосредственного окружения выскальзывает из его внимания, недостаточно отражается в сознании. И часто в домашних делах, в быту мальчики беспомощны, хотя и интересуются полетами в космос, путешествиями и приключениями. Много чего зависит и от воспитания: девочку чаще вовлекают в домашнее хозяйство. Однако это делается не вопреки ее склонностям. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним (хозяйственно-бытовых) делам.
______________________________________________
Сегодня пол дня занимались поиском и покупкой сумки для дочери. Обошли почти весь рынок и остановились на замечательном варианте, молодежном и подходящем под разные стили одежды... В выборе модели очень помог сайт модного on-line журнала Сompromesso: http://www.compromesso.ru/wiki/sumki/sumki-na-dlinnom-remne/sumki-na-dlinnom-remne-zhenskie/ убедились на собственном практическом опыте - сумки на длинном ремне очень удобны и практичны.

Нет комментариев.

Отправка комментария