18.08.2011 |

Почему ребенок не хочет идти в школу?

ребенок не хочет идти в школу
Почему ребенок не хочет идти в школу?
Родители ищут школу для малышей предварительно. В 4-5 лет почти все уже отдают своего малыша в подготовительную группу. Но случается, что после интенсивной подготовки интерес малышей к школе почти угасает.
Не ругай меня, мама!
В обычном детском садике проводят комплексное исследование готовности к школе. Перед психологом сидит шестилетний Рома. Через несколько месяцев, 1 сентября, он должен пойти к школе, а выясняется, что нужно проверить, готов ли он к учебе. Рома заметно напряжен и взволнован. Что вызывает такое волнение, ведь он очень умный мальчик и прекрасно знает психолога?
- Я тебе в настоящий момент прочитаю 10 слов, а ты повтори те, которые запомнишь, - просит психолог.
Рома начинает повторять, но голос его неуверенный и тихий. То же повторяется и на всех других тестах: иногда Рома не может начать говорить, на его глазах появляются слезы, и только после ободрения он выполняет задание... практически без ошибок! У мальчика хорошо развитая рука, уже в настоящий момент она полностью готова к письму. У него замечательное образное мышление: детей с таким же результатом за тестом на творческое воображение вообще можно перечислить по пальцам. Но у мальчика слишком высокая личностная тревожность. Вести себя более уверенно ему мешает страх. Откуда он взялся?
Психолог спрашивает:
- Рома, а ты к школе идти хочешь?
- Нет! - с каким-то безнадежным протестом выкрикивает мальчик.
- А почему? - спрашивает психолог.
- Потому что там уроки будут сложны и задания большие нужно будет выполнять. Еще боюсь, что двойку поставят, - с грустью говорит Рома.
Но у мальчика достаточно высокий уровень развития, чтобы справиться с заданиями для первого класса! Ему это полностью по силам, так почему же он уверен в обратном? У психолога появляется гипотеза...
- Рома, а дома тебя часто ругают?
- Часто... Меня отец даже ремнем бьет, - глаза мальчика полны слез.
- За что же?
- Если я плохо напишу или к маме пристаю, - Рома едва сдерживается.
- часто ли тебя хвалят?
- Иногда. Когда прочитаю хорошо и не безобразничаю, - больше спокойно отвечает он.
Честно говоря, то, что Рома безобразничает, представить очень трудно.
В группе он ведет себя учтиво да и у воспитателя нет никаких поводов для недовольства. В три года это был подвижный ребенок, в меру хулиганистый, веселый и подвижный. Сейчас же мальчик похож на маленького загнанного в угол зверька, настолько он всегда насторожен и напряжен.
Конечно, психолог поговорил с ним, рассказал, что в первом классе двоек, и вообще оценок, не ставят. Решили даже несколько заданий из программы первого класса, и наиболее тяжелое из них оказалось Роме по силам, на что психолог обратила его внимание. Поговорили о том, что все задания он выполнил на «4» или «5» и что у него очень умная голова, вот только бы ему быть несколько смелее!
Почему он не хочет?
Сегодня к первоклассникам предъявляют намного высшие требования, чем 20 лет тому назад. Ребенок, который едва достиг семи лет, должен иметь развитую память, логическое мышление и внимание. Ему нужно владеть хорошо развитой мелкой моторикой, которая определяет, насколько быстро и хорошо он научится писать. Предусматривается, что ребенок уже умеет читать, считать, рассказывать по картинке, у него солидный багаж общих знаний.
Родители, услышав о таких драконовских требованиях, стремятся отдать своего малыша на курсы подготовки к школе в том детском садике, что посещает ребенок, или в той школе, куда она пойдет учиться. Конечно, это неплохо. Особенно, если учесть тот факт, что сами родители чаще всего не могут комплексно подготовить ребенка. У них нет специальных знаний и часто - времени.
В группах подготовки к школе детям обычно задают домашние задания. Выполнение их считается как бы не обязательным (и не должен быть таким!). Но на практике, если ребенок не выполнит задания, ее по головке не погладят. Поэтому в каждой второй семье, где есть дошкольник, периодически разворачиваются баталии.
Ребенок не хочет садиться за уроки. Мама настаивает, ругается, отец угрожает ремнем. Запуганный малыш садится за стол. Однако цифры, буквы и узоры, выходят кривыми, буквы не хотят складываться в слова. Родители закипают: «Так он просто ленится! Не желает заниматься! Мы деньги платим, а он!..» И обрушивают на ребенка весь свой гнев. Кто словесный, а кто и физический.
Но взрослые в этом случае абсолютно не правы. Ребенок не виноват. Дело в том, что такое поведение полностью отвечает его возрасту. За своей сущностью он еще дошкольник. А ведущая деятельность у детей в таком возрасте - игра. Это интересно, и потому ребенок может посвящать игре много времени. Именно в игре дошкольник развивает и память, и внимание, и воображение. «Проиграет» свои страхи, сложные жизненные ситуации и ищет выходы из них. Для малыша этого возраста на первом месте все еще остается слово «хочу», а совсем не слово «нужно». Конечно, чем старше становится ребенок, тем легче его заставить себя заняться чем-то, что ему не так уж интересно. Легче, но совсем не легко.
Педагоги на курсах подготовки к школе пытаются учитывать все это: занятия проходят в игровой, интересной и близкой ребенке форме. Поэтому дети обычно с удовольствием посещают такие занятия, ожидают на них. Но приходя домой, дети ни за что не хотят выполнять задания. Почему? Потому что родители стремятся посадить их за стол именно со словом «нужно» и, не дай боже, с ремнем за спиной. Родители угрожают: «Вот не будешь делать уроки, дворником станешь!» Или: «В школу пойдешь, будешь одни двойки получать, раз заниматься не хочешь!» Постепенно в голове ребенка формируется темный, угрожающий, пугающий образ школы и учителя.
У таких детей психологи диагностируют высокий уровень внутренней тревоги, а также полное отсутствие желания идти к школу.
Завышена планка
Ситуация становится еще хуже, если родители ругают или физически карают ребенка за плохое, по их мнению, выполнение задания. Часто родители выходят из себя, слыша, как малыш не может составить буквы в слоги и прочитать слово. Или когда они видят неудачные буквы и цифры в тетрадях. Какими только эпитетами не награждают любящие родители и мамы своих детей: «Бездарь! Тупица! Бессмысленный!» Возможно, родители искренне думают, что именно таким способом смогут настроить ребенка на лучшее выполнение задания. Но добиваются противоположного результата: малыш не только не улучшает свои результаты, но начинает рассуждать еще хуже.
Чаще всего родители выдвигают завышенные требования к ребенку. Именно это и проявилось в истории с Ромой. Тесты показали хорошую подготовленность мальчика к школе как в письме, так и выполнении устных заданий. А родители неизменно карали малыша, поскольку его результаты не совпадали с их «стандартами».
Всем родителям, безусловно, хочется видеть каллиграфическое написание букв, цифр и узоров, и слышать выразительное чтение. Но это невозможно в 5-6 лет! Только ближе к семи годам среднестатистический ребенок начинает читать по слогам более-менее уверенно. В психологических тестах кривоватые и неуверенные линии в заданиях «Обведи по точкам», а тем более при самостоятельном изображении не считаются ошибкой. Более того, в тесте «Графический диктант» неровные, дрожащие линии, «грязь» не вызывают снижения оценки. Хотя именно повышенной аккуратности родители обычно жаждут от детей.
Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что предварительно пугается наказания. Это отражается на мускульном тонусе: мышцы руки и пальцев оказываются настолько напряженными, что не о каком успешном выполнении письменных заданий быть не может. Перенапрягаются и голосовые мышцы, и вот уже ребенок не может прочитать предложение, а его голос становится тихим, дрожащим и сдавленным. Не говоря уже о том, что главная мысль в голове: «Как бы опять не наказали!» А для успешных занятий у ребенка должен быть совсем другой настрой: уверенность, интерес, желание узнать что-то новое, и интересно. Но все это парализуется страхом перед неминуемым наказанием.
Малыш неоднократно слышал от родителей и воспитателей, что в школе труднее, чем в садике, нужно делать уроки и могут поставить двойку. Но если уже в настоящий момент будущего первоклассника ругают или даже бьют за плохо сделанные уроки, то этот страх распространяется на школу: «Не хочу и боюсь идти к школе, потому что могу получить двойку, а затем ремня от отца».
Ребенок, который привык слышать окрик или получать подзатыльник за неверный ответ, будет бояться открыть на уроке рот и захочет или молчать, или сказать «не знаю», чтобы не ставить себя под угрозу. Однако вскоре школьник поймет: за молчание или «не знаю» можно гарантированно получить плохую оценку. Возможно, также, что дети, которые знают и молчат, боятся агрессии со стороны учителя. Они же уже привыкли к ней, пока занимались с родителями дома.
Ребенок попадает в ситуацию, когда он и ответить боится, и не ответить не может. Эта ситуация стрессовая, и она провоцирует хроническую школьную неуспеваемость, невротичные симптомы (нервные тики, навязчивые движения для самоуспокоения), а также повышенную заболеваемость (когда болеешь, к школе ходить не нужно). Именно так родители добиваются того, чтобы их ребенок не хотел идти к школе, у него была высокая внутренняя тревога, чтобы он потерял доверие к близким людям (своим родителям), и в окончательном итоге стал неуспевающим учеником.
Для того, чтобы иметь хороший школьный старт, ребенок должен хотеть идти к школу, ожидать это событие с нетерпением. Если он исконно негативно настроена на школу, то вряд ли будет уютно чувствовать себя в ней и хорошо учиться.
Благие намерения
... А что же Рома? У него замечательная умная голова и хороший потенциал развития, чтоб стать одним из первых учеников в классе. Нет главного: мудрой позиции родителей. Пока его запугивают, он не сможет хорошо учиться, хотя именно этот метод родители считают наиболее эффективным. На уроке вместо того, чтоб бойко ответить, он будет бороться со слезами и ожесточенно сомневаться: правильный ли он даст ответ? Если вдруг ошибся, то не поставят ли ему двойку? А с ней домой лучше не ходить. И вот уже Рома весь в плену страха. Даже если он осмелится ответить, его голос будет таким тихим и неуверенным, что учителю придется приблизиться к нему, чтобы хоть что-то расслышать, а это парализует остатки его воли.
Учитель, который любит детей, поймет, что проблема мальчика совсем не в незнании или отсутствии подготовки, а в страхе, он которого парализующем. О таких ребятах учителя говорят: «Знает, но молчит». Но школа является школой, и у нее достаточно жесткие требования.Ближе к подростковому возрасту его проблемы только усилятся. Именно в такой неловкий способ можно сделать из умного, потенциально успешного, ребенка дрожащего невротика, который боится выполнить задание или ответить на уроке.
Хочется сказать родителям: вы любите своих детей и желаете им только хорошего. Будьте же критиками в первую очередь относительно самих себя. Много детских проблем тщательным образом «выращиваются и удобряются», как не грустно, именно родителями. Начиная подготовку к школе, не форсируйте событие и пытайтесь до поры до времени превратить все в захватывающую игру. Разбудив интерес к школе у малыша, вам нужно будет потом только подпитывать его.
10 правил-помощников
Родители могут спросить: как убедить малыша выполнять задание педагога без угроз? Нет ничего невозможного!
1. Составьте четкий режим. Пусть ребенок знает, что в субботу и воскресенье после завтрака, она 15-20 минут выполняет задание. Потом еще 15-20 минут вечером. Повесьте режим дня на стене и сверяйтесь с ним, если малыш упирается.
2. Не держите ребенка за столом более 15-20-ти минут. «Будешь сидеть, пока не сделаешь!» - абсолютно неприемлемый вариант для дошкольника. Если он знает, что занятия не будут длительными, то не станет сильно упираться, приступая к ним.
3. Во время выполнения ребенком задания пытайтесь быть рядом (но не сидеть рядом). Это нужно, во-первых, для того, чтобы малыш меньше отвлекался, а, во-вторых, чтобы оказать ему помощь, если она понадобится. Если ребенок что-то не поймет и попросил помочь, подойдите, спокойно и доброжелательно помогите ему.
4. Включайте в занятия игровой и состязательные моменты.
Вы можете купить песчаной часы и предложить ребенку успеть написать 2-3 строки, пока сыплется песок. Это поможет ребенку лучше концентрироваться на задании и сделает его интереснее.
5. Исключайте из своего языка обидчивые слова («недотепа», «бессмысленный», «глупый» и тому подобное). Оценивайте не личность ребенка, а ее действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно вышло». Понятно, физические наказания полностью запрещены!
6. Никогда не сравнивайте успехи вашего ребенка и других детей. Сравнивайте ее достижение или неудачи с ее же прошлым опытом. Скажите малышу приблизительно так: «В прошлый раз у тебя не совсем хорошо вышло, а сегодня уже намного лучше!» Или: «Сегодня ты не очень старался. Надеюсь, что в следующий раз у тебя выйдет более аккуратно».
7. Больше хвалите ребенка. Ваше неодобрение должно быть мягким, а похвала - более частой.
8. Помните, что малыш и так развивается семимильными шагами (особенно, если ему не мешать). Не требуйте от него невозможного, он обязательно всему научится!
9. Чтобы иметь объективные данные о развитии ребенка, обратитесь к психологу. Если в вашем детском садике есть психолог, то в его обязанностей входит комплексное тестирование детей подготовительной группы к школе. Обязательно узнайте о результатах и получите рекомендации.
Если такого специалиста в садике нет, обратитесь в ближайший психологический центр.
10. Никогда не пугайте ни школой, ни учителями. Чтобы ребенок хотел идти к школе, в его голове должен быть позитивный, теплый образ. Рассказывайте ему о вашем школьном детстве, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и рассказывайте о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте больше всего и конкретнее о школьных обычаях и правила.
Поиграйте в школу (вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.
И тогда ваш малыш будет ожидать 1 сентября с нетерпением!
Чтобы ребенок НЕ захотел идти к школе
- Вынуждайте его выполнять все задания, и пусть сидит, пока все не сделает.
Если вы видите, что ребенок не старается, грозно прикрикните на него или даже угрожайте ремнем.
Больше всего пугайте школой, злыми учителями и двойками, в дневнике.
Применяйте запугивание для того, чтобы она сел заниматься и лучше делал задание («Не пойдешь гулять, пока все все не сделаешь!», «Никаких мультиков, раз не старался!», «В зоопарк с таким лентяем, как ты, не пойду!»).
Чаще ругайте и никогда не хвалите ребенка.
Автор: Юлия Василькина, семейный психолог
____________________________________________________
А вы знаете, что такое фильтр масляный lancer ? Я недавно узнала, что маркировка трансмиссионных масел СНГ состоит из буквенного индекса ТМ — масло трансмиссионное, цифра, следующая за ним — это группа масла по эксплуатационным свойствам и наконец последняя цифра означает класс вязкости. 

1 комментарий

svetkinder комментирует...

Один ученый задался вопросом: почему знают всё о тех, кто курит, но не пытаются изучить тех, кто этого не делает? Этот вопрос меня в свое время поразил: ведь действительно, если человек не курит, значит, у него на то есть причины?
Так вот, с учебой то же самое. Почему ребенок ХОЧЕТ идти в школу? Если выйти вопрос и задать вопрос, хотят ли они в школу, тысяче школьников, уверена, в большинстве своем ответ будет "нет".
Я, как и многие взрослые (ууу, какие провокаторы!), задаю знакомым ребятишкам (да и своей дочке) вопрос, хотят ли они в школу. Думаете, радостно кричат "да!"? Как бы не так. И возраст разный, и учителя, и школы, и даже города. Кстати, и успеваемость тоже. Отличники отвечают "нет" с неменьшим энтузиазмом.
(А я в школу хотела. Всегда. Мне нравилось учиться.)
Если у кого-то есть дети, которые ХОТЯТ в школу, пожалуйста, узнайте, почему.
А о причинах нежелания ходить в школу отлично написал автор материала.

Отправить комментарий