13.08.2011 |

Какой он, школьный психолог?

ребенок компьютер интересно
Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах приблизительно десять лет тому, но в настоящий момент это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов
Познакомимся поближе с особенностями деятельности школьного психолога на примере опыта М. Кравцовой, выпускницы факультета психологии МДУ. В ее обязанности входит работа с учениками 1-5-х классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса, не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, которые возникают в процессе учебы, взаимоотношений в триаде "ученик-родители-учитель". Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений и тому подобное).Важно, чтобы каждому ребенку было уютно в школе, чтобы он хотела в нее ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастливым. Важно, чтоб родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать.
Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя, не были "изолированы" один от другого, чтобы между ними не было противостояние. Над проблемами, которые возникают между ними, они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить за них проблему, которая возникла, а в том, чтобы объединить их усилие для ее решения.
В последние несколько лет администрация школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ожидают от школьного психолога. В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; корекцийна работа; консультирование родителей и учителей; психологическое образование; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.Психологическая диагностика содержит в себе проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учеников с помощью специальных методик. Диагностика проводится за предыдущими запросами учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение способностей, особенностей ребенка (группы учеников), что его интересуют. Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений, с окружающими. Также школьный психолог использует методики изучения детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса. Получены данные позволяют психологу планировать последующую работу: выделить учеников так называемой "группы риска", которые нуждаются в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей из взаимодействия с учениками.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе этих занятий психолог пытается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Они могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально волевой сфере, общение и проблемы самооценки учеников.Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия содержат в себе разнообразные упражнения: развивающие, игровые и другие задания в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
Консультирование родителей и учителей - это работа за конкретным запросам. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно производятся рекомендации из решения возникающих проблем и взаимодействия со школьником.
Психологическое образование заключается в том, чтоб знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Она осуществляется в ходе консультирования, выступлений, на педагогических советах и родительских собраниях. Кроме того, на педсоветах психолог принимает участие в принятии решения о возможностях учебы данного ребенка по конкретной программе, о переводе ученика из класса в класс, о возможностях "перепрыгивания" ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести с первого класса сразу до третьего).
Одной из задач психолога есть составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которое касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации к учебе, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.
Все перечислены выше функции школьного психолога позволяют придерживаться в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.
Работа школьного психолога содержит в себе и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет на практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он пытается отбирать в школьную библиотеку литературу из психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников, с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, языка, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.
Большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельный кабинет. В связи с этим возникает множество трудностей. Психолог должен где-то хранить литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенные требования (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Обычно ему выделяют то помещение, которое является свободным в данный момент, временно, но может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходима литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь доступ к компьютеру, что школа часто не может ему обеспечить.
Сложно соотносить школьное расписание, распределение активности ученика и психологическую работу, с ним. Например, беседу нельзя прервать, а в это время ученику нужно идти на урок или ехать на занятие спортивной секции.
Отношения с коллективом у школьного психолога в основном уровне. Очень важно, чтобы в коллективе не было конфликтов, психолог должен быть беспристрастным, должен быть готов выслушивать полярные мнения коллег друг о друге. Психолог постоянно находится в потоке многочисленной и чаще всего противоречивой информации, в которой ему нужно ориентироваться. При этом иногда информация о проблеме может быть избыточной, а иногда - недостаточной (например, некоторые учителя боятся пускать психолога к себе на урок, уважая, что психолог будет оценивать их работу, а не наблюдать за поведением учеников на уроке).
Заработная плата, нажаль, низкая, ниже, чем в большинстве преподавателей. Ситуация усложняется тем, что необходимую литературу и методическое обеспечение придется покупать за собственные деньги.
Понятно, школьный психолог должен быть психически здоровым. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно иметь определенные качества, а именно: умениям слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мнения, быть работящим, товарищеским, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно питать чувство юмора, владеть широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с разными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.
В то же время школьный психолог постоянно втянут в разные конфликтные, проблемные ситуации, его позиция может не совпадать с позицией школьной администрации, ему придется преодолевать недоверие педагогов, родителей, а иногда и учеников. Постоянно придется быстро находить выход из сложных неоднозначных ситуаций. Иногда от психолога ожидают больше, чем он может сделать.
Повышению квалификации психолога способствуют:
посещение психологических семинаров и мастерских классов, в том числе посвященных коррекционной работе с детьми;
участие в научных конференциях и "круглых столах", посвященных работе психолога в системе образования;
регулярное посещение библиотеки и книжных магазинов для ознакомления с новой психологической литературой;
ознакомление с новыми методиками и исследованиями, которые касаются проблем детского развития и учебы;
учеба в аспирантуре.
Таким образом, профессия школьного психолога на сегодня является нужной, востребованной, интересной, но сложной.
Автор: О. Круглов
______________________________________________________
А вы знаете, что есть сайт группы компаний "Вагонник" , на котором вы можете приобрести запасные части для ж/д вагонов или заказать ремонт токарно-винторезных, фрезерных станков, универсального металлорежущего оборудования.


Нет комментариев.

Отправить комментарий