02.01.2011 |

Конспект занятия по развитию речи ЗИМНЯЯ СКАЗКА

ЦЕЛИ
Образовательные:
• Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки
• Упражнять в подборе определений к заданному слову
• Учить образовывать притяжательные прилагательные (значение принадлежности) и прилагательные от основ существительных
• Развивать навыки слогового чтения
• Развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения
• Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании
Воспитательные:
• Формирование навыка выражения собственного мнения
• Развитие речевого этикета
• Развитие способности к коллективному творчеству
• Развитие навыков активного контроля и самоконтроля Развивающие:
• Развивать логическое мышление и умение отстаивать свое мнение
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
• Фотоиллюстрации с изображением зимнего леса
• Картинки для игры «Логические цепочки»

• Карточки с напечатанными на них словами (или картинками)
Ход ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
Введение
Отгадывание загадок
Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.
Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица -Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом -Все покрыла серебром!
• Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
• Почему зиму называют здесь царицей?
• Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?
• На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
• Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Послушайте еще одну загадку про зиму: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки - над миром пушинки!»
Расскажите, какие образные выражения используются в этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?
А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.
Он вошел - никто не видел. Он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез. А на окнах вырос лес.
(Мороз)
Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Белый Тихон с неба спихан, Где пробегает - ковром устилает.
(Снег)
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку.
ЧАСТЬ 2 
Игра «Логические цепочки»
Игру начинает воспитатель. Она укрепляет на фланеле-графе картинку с изображением новогодней елки.
Воспитатель: В сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью логической связи. Первой я ставлю на фланелеграф картинку с изображением новогодней елки, потому что Новый год -главный праздник зимы, а елка - основной атрибут, символ этого праздника. Здесь, на столе, разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с елкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот, например, я поставлю рядом с елкой картинку с изображением еловых шишек, потому что шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку. Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить ее в цепочку и объяснить свой выбор.
На моих занятиях дети выстраивали такие цепочки: Белочка, потому что зимой она лущит еловые шишки и питается еловыми семенами. - Кошка, которая умеет лазать по деревьям так оке ловко, как и белка. - Поросенок, потому что он тоже домашнее животное, как и кошка. - Цыпленок, он тоже домашнее животное, вернее птица. - Попугай, так как он тоже птица. - Лист с дерева, потому что попугай сидит на дереве. - Сапожки для осенних прогулок, потому что лист осенний. - Варежки, так как это тоже предмет одежды, как и сапоги.
Шубка, потому что это зимняя одежда, а еловые ветки на картинке покрыты снегом. - Кошка, потому что она тоже «одета» в теплую меховую шубку. - Мышка, за которой так любит охотиться кошка. - Мышка держит кусочек сыра. Сыр обычно кладут на хлеб и едят этот бутерброд с чаем. Ставим картинку с чайником. - Баночка варенья к чаю. - Яблоко, потому что из яблок варят вкусное варенье. - Подсолнух, потому что это тоже растение. - Лопата, потому что растение нужно окапывать. - Лейка, потому что растение нужно поливать.
Новогодняя елка. - Елочная игрушка для украшения. - Игрушечный велосипед (тоже игрушка). - Автомобиль, потому что это тоже транспорт. - Телефон, потому что он тоже красного цвета (такой подбор тоже может быть; важно, чтобы ребенок объяснил свой выбор). - Гномик, которому я могу позвонить по телефону. - Цветы, потому что гномик тоже держит цветок. - Бабочка, потому что она любит цветочный нектар. - Павлин, у него такая же пестрая раскраска, как у бабочки. - Попугай, потому что он тоже птица. -Месяц такого же желтого цвета, как и попугай. - Радуга, она тоже явление природы. - Радуга бывает после дождя. Во время дождя нужен зонт.
Построение таких логических цепочек имеет целью развитие связной речи детей, формирование умения строить связные высказывания типа рассуждений.
ЧАСТЬ 3 Подбор эпитетов Воспитатель: Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
• Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый.)
• Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)
• Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение.)
ЧАСТЬ 4
Образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности) и прилагательных от основ существительных Воспитатель: После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть. Для этого зайдем в гости к Лесовичку. Но здесь на полянке очень много домиков лесных жителей.
• В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.)
• В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.)
• В этом ломике живет волк со своим семейством. Чей дом? (Волчий.)
• Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.)
• А в этом домике хрюкает кабан. Чей дом? (Кабаний.) Наконец мы нашли домик Лесовичка. Давайте зайдем к
нему в гости. Лесовичок хочет угостить нас чаем. Садитесь за стол. К чаю будут пироги и варенье. Возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами (карточки с изображениями). На обороте нарисованы ягоды, из которых сварено варенье. У меня варенье из малины - малиновое. А у вас? (Варенье из смородины - смородиновое, из клубники - клубничное, из яблок - яблочное, из вишни - вишневое, из слив - сливовое, из абрикосов - абрикосовое, из персиков - персиковое, из земляники - земляничное, из черники - черничное, из брусники -брусничное, из клюквы - клюквенное.)
А теперь попробуем пирожки. На моем нарисован крыжовник, значит, это пирог с крыжовенной начинкой, крыжовенный пирог. А у вас? (С клубникой - клубничный, с земляникой - земляничный, с вишней - вишневый, с яблоками -яблочный, со сливой - сливовый, с абрикосами - абрикосовый, с персиками - персиковый, со смородиной - смородиновый, с черникой - черничный, с брусникой - брусничный, с клюквой - клюквенный, с малиной - малиновый.)

Пример «баночки с вареньем» (аналогичными должны быть картинки с пирожками)

ЧАСТЬ 5
Составление сказки по картинкам
Воспитатель: Теперь, когда вы подкрепились и отдохнули, подойдите к этому столу. На нем разложены карточки со словами. Пожалуйста, возьмите по одной. Теперь попробуйте составить команды. Условие одно: в каждой команде должно быть четыре человека. Прочтите слова, написанные на карточках. (При необходимости напечатанные слова можно заменить на картинки.) А теперь задание каждой команде: попробуйте придумать сказку, используя четыре ключевых слова с
ваших карточек. Вы сами решаете, как вы будете рассказывать сказку - кто-то один из команды, или все по очереди.
При необходимости воспитатель помогает детям, задавая вопросы, направляя таким образом развитие сюжета.
Слова на карточках я предлагаю написать следующие: медведь, заяц, озеро, лес, елка, сугроб, подарок, краски, снегопад, метель, оттепель, Снегурочка, лисичка, праздник, обман, наказание, месяц, белочка, мишура, Баба-Яга.
ЧАСТЬ 6 Заключение. Выход из занятия
Оценку результатов занятия воспитатель предлагает сделать детям. Для этого он просит их выбрать фишки красного цвета, если занятие детям понравилось и было интересно; фишки желтого цвета, если что-то в занятии не понравилось; и фишки синего цвета, если занятие не понравилось вовсе. Конечно, с теми детьми, которые выбрали желтые и синие фишки, нужно побеседовать более подробно.
Затем воспитатель предлагает детям оценить собственную работу на занятии с помощью тех же фишек. Это помогает детям выработать навыки активного контроля за своей работой. При неправильной самооценке воспитатель просит других детей высказать свое мнение о работе друга, его взаимоотношениях с другими детьми.
В свою очередь, воспитатель подчеркивает, что лучшие, самые интересные сказки получились у тех команд, где дети сумели договориться, согласовать свои действия.

Нет комментариев.

Отправка комментария