30.01.2010 |

Конспекты занятий по обучению и развитию ребенка

Занятие 1
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они пришли в зоопарк.
— Сейчас мы подойдем к обезьянам. Обезьяны улыбаются — и мы им улыбнемся. Они машут лапами — и мы помашем руками.
Обезьяны нахмурились — и мы нахмуримся. Они попрыгали — и мы попрыгаем. А теперь улыбнемся друг другу и вернемся в группу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• « Маятник ».
3. Развитие речевого дыхания
— Нашел медведь на поляне колоду с медом. Сам полакомился и детям в лес понес. Идет, громко песню поет: э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э.
Педагог предлагает детям найти глазами нижнюю точку на рисунке (медведь), мысленно (в воздухе) поставить возле нее указательный палец правой руки и произнести, не прерываясь, громко звук э на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до верхней точки на рисунке (лес).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от верхней точки (лес) до нижней (медведь), звук э дети произносят тихо.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Эдик, Эмма, ель, ножницы, трамвай, эскимо, электричество, эхо, Лена, рыба, мама, Эльвира, этаж и т. д.
Услышав слово со звуком э, дети должны подпрыгнуть на месте.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука э, развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Элла в лесу очень громко кричала, 
Эхо тихонечко ей отвечало.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук э. Произнесите его, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове эхо.
— Повторите стишок, отхлопывая ритм.
— А теперь без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите стишок низким голосом, — как медведь.
— А теперь высоким голосом, — как медвежонок.
— Повторите стишок медленно, нараспев.
— А теперь весело: медвежонок обрадовался меду.
Часть II
Оборудование и материалы: альбомные листы бумаги для каждого ребенка. (При выполнении упражнений листы должны быть расположены вертикально.)
— Поднимите, пожалуйста, правую руку (левую).
— Покажите правый край листа (левый).
— Покажите верхний край листа (нижний край).
— Покажите центр листа.
— Положите, пожалуйста, правую ладошку справа от листа. Где лежит ладошка? (Справа.)
— А теперь — левую ладошку слева от листа. Где лежит ладошка? (Слева.)
— Уберите ладошки от листа и будьте внимательны.
— Положите, пожалуйста, правую ладошку на нижнюю часть листа. Где находится правая ладошка? (Правая ладошка находится в нижней части листа — внизу.)
— Положите, пожалуйста, левую ладошку на верхнюю часть листа. Где находится левая ладошка? (Левая ладошка находится вверху.)
— Положите правую ладошку в центр листа. Где находится правая ладошка? (Правая ладошка находится в центре листа.)
Такого типа занятия проводятся до тех пор, пока дети не научатся свободно ориентироваться на листе бумаги. При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок формулировал полный ответ на вопрос (связное учебное высказывание).
Для усложнения задания педагог предлагает детям самим формулировать задания.
— Положите, пожалуйста, правую ладонь справа от листа.
— Положите левую руку посередине листа.
— Положите правую ладонь на верхнюю часть листа (и т. д.). Педагог на первых порах помогает детям формулировать не только задания, но и соответствующие вопросы и ответы на них.
Занятие 2
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками.
— Мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром — побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. При бежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнемся друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Маятник».
3. Развитие речевого дыхания
Вышла голодная мышка из норки и почувствовала, что где-то очень вкусно пахнет сыром. Пошла мышка тихонечко на запах сыра и пропищала: и-и-и. Нашла сыр, откусила кусочек и быстро убежала в норку: и-и-и.
Детям предлагается найти глазами нижнюю точку на рисунке (мышка), мысленно (в воздухе) поставить указательный палец правой руки рядом с ней и произнести тихо, не прерываясь, звук и на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки до верхней точки рисунка (сыр).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от верхней точки рисунка (сыр) до нижней (мышка), звук и дети произносят громко.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Ира, Инна, иней, Илья, кит, лифт, ива, палка, шапка, тигр, лиса, пила, кости, игра, гвозди, лук, корка, гуси, игла и т. д.
Услышав слово со звуком и, дети должны присесть.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука и, развитие интонационной выразительности
— Прослушайте потешку. Какой звук я выделяю голосом?
Водичка, водичка,
Умой мое личико!
— Обратите внимание, как правильно произносится звук и.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
Дети произносят звук и по одному, все вместе, парами, только девочки, только мальчики.
— Выделите ударный слог в слове водичка.
— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.
— Повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь медленно (в среднем темпе).
— Повторите потешку высоким голосом, как маленький человечек; низким — как великан; умеренным — как говорим мы с вами.
Часть II
Оборудование и материалы: у каждого ребенка геометрические фигуры синего и зеленого цвета; листы бумаги для каждого ребенка.
— Положите правую ладошку справа от листа. Где лежат ваши правые ладошки? (Справа.)
— Положите левую ладошку слева. Где лежат ваши левые ладошки? (Слева.)
— Положите правую (левую) ладошку на верхнюю часть листа. Где лежат вами ладошки? (В верху листа.)
— Положите левую (правую) ладошку на нижнюю часть листа. Где теперь лежат ладошки? (В низу листа.)
— Будьте внимательны, пожалуйста! Положите на верхнюю часть листа синий треугольник. Где лежит синий треугольник? (Синий треугольник лежит вверху.)
— Положите зеленый круг на нижнюю часть листа. Где лежит зеленый круг? (Зеленый круг лежит внизу.)
— Положите синий круг на верхнюю часть листа.
— Положите зеленый прямоугольник на нижнюю часть листа.
— Положите зеленый треугольник на нижнюю часть листа.
Геометрических фигур в верхней и нижней частях листа должно быть не менее пяти.
— Где у вас лежат синие геометрические фигуры? (Вверху.)
— Сколько синих треугольников? (Два синих треугольника.)
— Какого цвета геометрические фигуры находятся в верхней части листа? (Синего.)
— Назовите геометрические фигуры, которые находятся у вас в нижней части листа.
— Какого цвета эти геометрические фигуры? (Зеленого.)
— Назовите геометрические фигуры зеленого цвета.
— Встаньте из-за столов, подойдите к ковру. Девочки будут фигурами синего цвета, мальчики — зеленого. Встаньте на ковре так же, как расположены геометрические фигуры у вас на листе.
— Где стоят девочки? (Вверху.)
— Какого цвета геометрические фигуры вверху? (Синего.)
— Где стоят мальчики? (Внизу.)
Занятие 3
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они — разноцветные мячи. Педагог делает движения ладонью, как будто играет в мяч; дети подпрыгивают в такт движениям педагога. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Затем педагог говорит, что все мячи укатились. Дети свободно бегают по ковру. Педагог предлагает им остановиться и улыбнуться друг другу.
2. Артикуляционные упражнения с одновременным движением кистей рук
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• « Маятник ».
3. Развитие речевого дыхания
— Бабушка ждала свою внучку в гости. Она поставила на плиту кастрюлю с супом и чайник. Чайник быстро закипел. Крышка у чайника начала подпрыгивать: п-п-п. И суп в кастрюле закипел: п-п-п.
Педагог предлагает детям найти глазами верхнюю точку на рисунке (чайник) мысленно (в воздухе) поставить указательный палец правой руки возле нее и произносить серию звуков п на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до нижней точки рисунка (кастрюля).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (кастрюля) до верхней точки (чайник).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Папа, пульт, банан, платье, парад, погода, собака, луна, сноп, тапки, шары, пол, часы, мяч, Павлик, пух, копыто, пальто, суп, почка и т. д.
Услышав слово со звуком п, дети должны положить руки на плечи.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука п, развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Пол подмела и посуду помыла,
А вот умыться я позабыла.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят звук п хором, по одному, парами.
— Выделим вместе ударный слог в слове посуда.
— Повторите стишок, отхлопывая ритм.
— Произнесите его без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь низким голосом, как говорит папа (высоким, как сказал бы зайка).
— Повторите его медленно, как ползает черепаха (быстро, как бегает зайка).
— А теперь тихо-тихо, как шуршат листочки (громко, как гремит гром).
Работа продолжается в подгруппах.
С 7-8-го занятия можно приступать к формированию у детей предпосылок к осуществлению коллективных форм деятельности в процессе отработки элементов интонационной выразительности. Работу можно организовать, например, так: мальчики выстраиваются в одном конце комнаты, девочки — в другом (можно делить детей по рядам или так, как удобно педагогу). Педагог предлагает детям договориться о том, как они будут произносить текст потешки (быстро — медленно; высоким — низким голосом и т. д.). Он помогает детям оговорить условия и объясняет, как это надо делать. Дети должны договориться за то время, которое отведет им педагог (на занятии используются песочные часы — 1 мин).
После того как подгруппы договорились, они выстраиваются в шеренгу. Первой выступает подгруппа, которая быстрее достигла договоренности. Остальные внимательно слушают, не мешая товарищам, и определяют, какой интонационный элемент был воспроизведен. По окончании выступления оценивается соответствие задуманной интонации и выраженной.
Часть II
Оборудование и материалы: набор геометрических фигур и листы бумаги для каждого ребенка.
— Положите правую ладошку на верхнюю часть листа.
— Положите левую ладошку на нижнюю часть листа.
— Положите правую ладошку справа от листа.
— Положите левую ладошку слева от листа.
В процессе выполнения задания педагог задает вопросы о местоположении ладоней.
— Положите красный круг на лист справа.
— Положите красный треугольник справа.
— Положите еще один красный круг справа.
— Сколько красных кругов справа? (Два красных круга.)
— Сколько всего красных геометрических фигур справа? (Три.)
— Где находятся красные круги? (Красные круги находятся справа.)
— Положите желтый квадрат на лист слева. Где находится желтый квадрат? (Желтый квадрат находится слева.)
— Положите желтый круг слева.
— Положите красный квадрат справа.
— Положите желтый треугольник слева.
У каждой стороны листа должно быть не менее пяти геометрических фигур.
— Где находятся желтые геометрические фигуры?
Далее занятие производится подобно предыдущему (см. занятие 6, часть II).
Занятие 4
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям представить, что они стали художниками, взяли воображаемые кисти и начали рисовать.
— Посмотрите, какие красивые картины у вас получились! Полюбуйтесь ими! А теперь улыбнитесь друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Конфетка».
3. Развитие речевого дыхания
— Подарили мальчику Боре барабан, красивый, новый, блестящий. Боря взял в руки барабанные палочки и стал барабанить. То громко: б-б-б, то тихо: б-б-б.
Педагог предлагает детям найти на рисунке палочки от барабана, мысленно поставить в воздухе возле них указательные пальцы обеих рук и по команде произнести звук б тихо, на одном дыхании, сопровождая это движением указательных пальцев по «звуковой дорожке» до верхнего рисунка (барабан).
Упражнение повторяется с движением в заданном темпе указательных пальцев от верхнего рисунка (барабан) до нижних рисунков (палочки), дети произносят звук б громко.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: бабушка, барабан, бублик, брат, пушка, шум, стол, бумага, грабли, булка, болото, корабли, собака и т. д. Услышав слово со звуком б, дети должны поднять руки вверх.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука б, развитие элементов интонационной выразительности
— Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай!
— Обратите внимание, как правильно произносится звук б.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове собаченька.
— Повторите потешку, отхлопывая ритм.
— А теперь повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите потешку тихо, чтобы не разбудить собачку.
— А теперь громко — собачка проснулась.
— Повторите потешку медленно, как будто баюкаете собачку.
— Расскажите ее низким голосом, как сказала бы большая собака (высоким голосом — как маленькая собачка).
Далее следует работа в подгруппах.
Часть II
Оборудование и материалы: альбомные листы и набор геометрических фигур разного цвета в коробочках для каждого ребенка; песочные часы. Во время работы листы у детей должны быть расположены вертикально.
— Поднимите правую руку, опустите.
— Поднимите левую руку, опустите.
— Посмотрите вверх, посмотрите вниз.
— На предыдущих занятиях я вам диктовала, куда поставить ту или иную фигуру. А сегодня вы будете делать это сами. Вы будете четко произносить цвет, название геометрической фигуры и место, куда вы ее предполагаете положить, а я вам буду помогать.
— Положите красный круг на лист справа.
— Положите, пожалуйста, синий квадрат на нижнюю часть листа.
— Красный треугольник положите на лист слева.
— Зеленый квадрат положите на верхнюю часть листа.
Далее педагог задает детям вопросы:
— Где находится зеленый квадрат? (Зеленый квадрат находится вверху.)
— Какая геометрическая фигура находится слева? (Слева — красный треугольник.)
— Где находится красный круг? (Красный круг находится справа.)
— Какая геометрическая фигура находится внизу? (Внизу находится синий квадрат.)
— Подойдите ко мне, встаньте спиной к столам. Вспомните, не глядя на столы, где какая фигура находится.
— Скажите, пожалуйста, где находятся квадраты? (Зеленый — вверху, синий— внизу.)
— Сколько на листе треугольников? (Один красный треугольник слева.)
— Сколько кругов? (Один красный круг справа.)
Занятие 5
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата.
— Идут медвежата по лесу, переваливаясь. Увидели пчелиные ульи — улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут же налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Маятник».
3. Развитие речевого дыхания
— Жил-был мальчик Толя. Он очень любил мастерить. Решил Толя сделать кормушку для птиц. Достал молоток, гвозди, доски и принялся за дело. Весело стучит по гвоздям молоток: т-т-т. Вот и кормушка готова. Обрадуются воробьи и синички.
Детям предлагается найти на рисунке молоток, мысленно (в воздухе) поставить возле него указательный палец правой руки и произнести серию звуков т на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» от рисунка молоточка до каждого гвоздика.
Упражнение повторяется с «ударами» указательным пальцем левой руки в воздухе по всем гвоздикам в заданном темпе.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Таня, Тоня, стул, стол, кот, рот, слон, дом, ваза, трамвай, табурет, туча, трава, труба, утка и т. д.
Услышав слово со звуком го, дети ударяют кулачком о кулачок.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука т, развитие элементов интонационной выразительности
На занятии используется потешка:
— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук го.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят го хором, парами, по одному.
— Выделим ударный слог в слове молоток.
— Повторите потешку, отхлопывая ритм.
- Расскажите потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук.
— А теперь низким голосом, как стучит большой молоток.
— Повторите потешку высоким голосом, как стучит маленький молоточек.
— А теперь умеренным голосом, как стучит молоток средней величины.
- Расскажите ее громко — молоток громко стучит совсем рядом.
— А теперь тихо-тихо — молоток стучит далеко-далеко.
— Повторите потешку быстро — молоток спешит.
— И медленно — молоток устал.
Далее работа проводится в подгруппах.
Часть II
Оборудование и материалы: таблица размером не менее половины листа ватмана, с левой стороны которой расположены вертикально: треугольник, круг, прямоугольник; справа — предметы, в которых дети могли бы увидеть геометрические фигуры (снеговик, портфель, телевизор, морковь, елочка, капуста и т. д.).
— Рассмотрите таблицу. Какие геометрические фигуры расположены слева? (Треугольник, круг, прямоугольник.)
— Найдите среди изображенных предметов, расположенных справа, такие, которые похожи на геометрические фигуры.
1-й ребенок
Я думаю, что портфель похож на прямоугольник.
2-й ребенок
Я думаю, что морковка похожа на треугольник.
3-й ребенок
Я нашел воздушный шарик. Шарик похож на круг.
После того как дети выполнят задания по таблице с фигурами, педагог предлагает им найти в комнате предметы, похожие на эти геометрические фигуры.
Педагог побуждает детей при ответах формулировать развернутые учебные высказывания.
Занятие 6
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они превратились в снежинки.
— Снежинки кружатся, взлетают, падают. Ветер подул — снежинки полетели, закружились, затем собрались в сугроб и остановились. Улыбнулись друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Качели».
3. Развитие речевого дыхания
— Пошли дети гулять в лес. Слышат, будто кто-то по дереву стучит: д-д-д. Подняли глаза и увидели: высоко сидит птичка в красной шапочке и клювом дерево долбит: д-д-д. Прислушались дети, посмотрели внимательно и увидели ниже точно такую же красивую птичку. Она тоже стучала клювом по дереву: д-д-д. Эта птичка — дятел. Дятел червячков ищет, деревья лечит.
Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку, мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков д на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе до нижней точки.
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки до верхней точки.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: дом, Даша, плоды, дым, друг, куча, качели, дорога, дрова, дыня, береза, солнышко, дудка, здание, звезда и т. д.
Услышав слово со звуком д, дети должны выставить одну ногу вперед. (Педагог поощряет детей, если они сами подберут слова с заданным звуком.)
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука д, развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Почему мой друг Данилка
Говорит одни дразнилки?
— Обратите внимание, как правильно произносится звук д.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят д хором, парами, по одному.
— Выделим ударный слог в слове Данилка.
— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
- Повторите его громко — Данилка громко дразнится.
— А теперь низким голосом — как сказал бы дедушка.
— И высоким голосом — как сказала бы маленькая девочка.
— Прочитайте стишок умеренным голосом, как будто разговариваете между собой.
— А теперь медленно.
— И быстро.
Затем работа продолжается в подгруппах (мальчики — девочки).
Часть II
Оборудование и материалы: 2 плаката с изображениями предметов, составленных из геометрических фигур разного цвета; песочные часы (1 мин); набор геометрических фигур разного цвета у каждого ребенка.
— Рассмотрите первый плакат. Что на нем изображено? (Цветок.)
— Подумайте, из каких геометрических фигур состоит цветок? Какого они цвета? (Из синих кругов и красного.)
— Как расположены круги? (В середине красный круг, а вокруг него — синие.)
— Сколько красных кругов? (Один.)
— Сколько синих? Давайте сосчитаем вместе. (5 синих кругов.)
— Посмотрите еще раз на плакат (15-20 с). Запомните расположение фигур.
Дети рассматривают плакат в течение 15-20 с. Затем педагог убирает его. Дети выкладывают цветок по памяти. Тот, кто выполнил свою работу, встает у своего стола. Когда все дети выполнят задание, педагог снова вывешивает плакат перед детьми и просит сравнить их работу с образцом.
Дети рассказывают, как они выполняли работу, называя последовательность своих действий.
По такому же плану проводится работа со вторым плакатом.
Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б.
Источник: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/41997.php

Нет комментариев.

Отправка комментария