12.11.2009 |

Конспект занятий по обучению и развитию ребенка: Путешествие в сказку


Программное содержание:
- закрепить знания детей о полезных ископаемых, о процессе изготовления изделий из глины; познакомить с особенностями печорской глины; выяснить значение слова «керамика»;
- развить образную речь, обогатить словарный запас детей;
- воспитывать уважение к людям труда, любовь к родному краю, умение делать одно дело вместе, помогая друг другу.
- совершенствовать навыки рисования художественных росписей.

Материал:
Образцы полезных ископаемых; осколки из картона со слогами слова «керамика»; выставка керамических изделий; карточки с этапами, изображенными с помощью символов, с обратной их стороны - части целой картины вазы; колокола, вылепленные детьми; гуашь; кисти; баночки с водой; тряпочки.

Предварительная работа:
1. Занятие, посвященное полезным ископаемым.
2. Экскурсия на ЗАО «Еврокерамика».
3. Просмотр с детьми иллюстраций изделий из глины.
4. Лепка колоколов.

Ход занятия

I часть.

На столе лежат образцы полезных ископаемых (торф, известняк, песок, глина).
Воспитатель загадывает детям загадки:
1. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(Торф)

2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он - удобрение.
(Известняк)

3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу.
(Глина)

Дети отгадывают загадки и показывают образцы полезных ископаемых.

- Где глина встречается у нас? (В Печорах, в поселке Майский.)
- Что вы знаете о нашей глине? (Она может быть разного цвета; пластичная, когда в ней достаточно влаги; применяется в медицине как лечебное косметическое средство.)
- Вам необходимо из осколков старого кувшина собрать слово, а потом рассказать, что оно означает.

Дети собирают слово «керамика» (изделия из глины, обожженные и покрытые глазурью).
Звучит тихая, спокойная музыка.

- Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю всех, друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!

Музыка выключается.

- В сказке мы или наяву? Нет, в сказке наяву (обращая внимание детей на выставку).

Ребенок-экскурсовод рассказывает о выставке:

- Вот сказка, сотворенная русскими мастерами. И не просто умелыми мастерами, а настоящими художниками. Здесь и вазы, и кувшины, и кружки. А посмотрите, какой чудесный ангел! А это боксерская перчатка. Это пантера. И у каждого изделия своя особенность: у этой вазы необычная форма; а какая интересная окраска у этой вазы! И все это изготавливается на заводе «Еврокерамика» из печорской глины.

- Совсем недавно мы с вами побывали на заводе керамических изделий, а сегодня в детском саду мы решили организовать выставку и вспомнить, как же получается такая сказка, такая красота. Давайте подойдем поближе и рассмотрим чудесные изделия.

Звучит тихая музыка; дети с воспитателем рассматривают выставку. Воспитатель обращает внимание на необычный кувшин.

- Откуда же взялся такой необычный кувшин? И какой-то пыльный. (Вытирает пыль с кувшина. Звучит таинственная музыка, появляется Старик Хоттабыч.)

Хоттабыч
Приветствую вас, о прекрасные и мудрые дети!

Воспитатель
Да кто же это? Ты, наверное, прибыл из сказки?

Хоттабыч
О нет, мои юные повелители. Я не из сказки. Я - апчхи! - из этого сосуда. Перед вами всемогущий и прославленный джинн Гасан Абдурахман ибн Хоттаб, для вас просто Хоттабыч.

Воспитатель
Хоттабыч?

Хоттабыч
Я, несчастный джинн, прогневал самого Сулеймана ибн Дауда, который повелел заключить меня в этот глиняный сосуд. Он был запечатан, а вы извлекли меня. Да продлятся ваши дни! О, я несказанно счастлив познакомиться с вами! (К воспитателю.) Как твое имя? Так знайте же, отныне я буду выполнять все, что вы мне прикажете, ибо вы спасли меня от страшного заточения. Н-н-ну?

Воспитатель
Что «н-н-ну»?

Хоттабыч
Повелевай мной!

Воспитатель
Ну хорошо, если это тебя не затруднит, нам бы очень хотелось, чтобы ты остался с нами.

Хоттабыч
Ваше слово для меня закон.

Воспитатель
Хоттабыч, ты видишь перед собой выставку изделий Печорского керамического завода. А сейчас, ребята, давайте расскажем Хоттабычу о том, какой путь прошла глиняная посуда, прежде чем попасть к нам.

Перед детьми лежат карточки с этапами, изображенными с помощью символов, рисунков.

- Вам необходимо всем вместе, дружно разложить карточки-этапы по порядку на наборное полотно снизу вверх.

Дети выполняют задание.

- Расскажите, какой путь прошла глина, чтобы стать вазой? (Дети по очереди объясняют этапы.)
- Давайте проверим. Переверните все карточки вот так (показывает).
- Что получилось? (Изображение вазы.)
- Значит, вы выполнили задание верно. Молодцы!
- Люди каких профессий принимают участие в изготовлении керамических изделий? (Если надо, воспитатель помогает детям.)

Хоттабыч
Я так внимательно слушал вас, что немного устал, засиделся. Давайте с вами поиграем!

Воспитатель
Хорошо, Хоттабыч. Мы как раз знаем подходящую физкультминутку.

Физкультминутка:
Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудись.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили -
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

Хоттабыч
О, мои юные повелители, ну, уважили вы меня. Все косточки мои размялись.

Хоттабыч хвалит детей за то что они много знают, прощается, уходит.

II часть.

Дети садятся расписывать колокола.

Дети с воспитателем вспоминают уже известные им росписи (животный и растительный орнаменты). Воспитатель придлагает ребятам украсить колокола растительным орнаментом в виде “вьюнка”, или переплетающихся колец (показ орнаментов).
В конце занятия аоспитатель подводит итог, и все вместе устанавливают работы на групповой выставке.
Казакевич Д. С.

Нет комментариев.

Отправка комментария