11.08.2008 |

Литературный час «Тема войны в творчестве Анны Ахматовойи Юлии Друниной»


Литературный час
«Тема войны в творчестве Анны Ахматовой и Юлии Друниной»

1 Ученик. Прошло уже более 65 лет со дня страшных и незабываемых дней - начала Великой Отечественной войны.
2 Ученик. (На фоне мелодии «Священной войны» - песни Александрова)
Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Весь народ встал на защиту Отечества. И стар, и млад чем могли, помогали фронту.
Война затронула судьбы всех людей, вошла в каждый дом, в каждую семью. Более 27 млн. Человек погибло в этой войне. Ее события нашли отражение в искусстве, музыке, литературе.
3 Ученик. ( Показывает портрет Анны Ахматовой)
Война застала А.Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, ее, тяжело больную, на самолете отправили в тыл. Живя в Ташкенте, она жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Зная о зверствах фашистов, о гибели ни в чем не повинных стариков, женщин, детей, она написала в 1941 году стихотворение «Клятва»:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль она в силу свою переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
4 Ученик. Шла жестокая война. Фашисты хотели не только завоевать нашу страну, поработить весь народ, но и уничтожить культуру. В стихотворении «Мужество» Анна Ахматова выразила тревогу о судьбе своего народа. Написала она его в 1942 году, когда фашисты рвались к Сталинграду.
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, от плена спасем
Навеки
5 Ученик. В течение всей своей жизни А.Ахматова обращалась к теме войны. Вот так изображен блокадный Ленинград 1941 года:
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он все слышит.
Как на влажном Балтийском дне
Сыновья его стонут во сне…
Как из недр его вопли: «Хлеба!» -
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь
И глядит из всех окон смерть
6 Ученик. А вот стихотворение 1945 года «Памяти друга»:
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда зоря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
7 Ученик. Никогда ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли столь огромную роль, как во время Великой Отечественной войны. Целые полки – зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. Юлия Друнина девчонкой ушла на фронт. (Показывает портрет Ю.Друниной)
Школьным вечером
Хмурым летом
Бросив книги и карандаш,
Стала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж
8 Ученик. Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От прекрасной дамы
В «мать» и «перемать»
Потому что имя
Ближе, чем «Россия»
Не могла сыскать.
9 Ученик. Да, в первом бою сложилось все не так, как ожидалось…Артобстрелы, бомбежки, тяжелое ранение, госпиталь – все это спрессовалось в коротком отрезке времени и в одном сердце. Сердце не выдержало и взорвалось стихами. Поэзия стала для Юлии Друниной – судьбой.
Были слезы в первую атаку,
После тоже плакать довелось,
А потом я разучилась плакать –
Видно кончились запасы слез.
10 Ученик. Юлия Друнина спасала солдат, видела нечеловеческие страдания, тысячу раз рисковала жизнью:
Не знаю, где я нежности училась,
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах – обугленные трубы,
Пожары полыхают по Руси
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил…
Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванули самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опушенной стояла головой…
Не знаю, где я нежности училась,
Быть может, на дороге фронтовой…
11 Ученик. Война! Никогда не изгладятся из памяти людей те дни:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз на яву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне
12 Ученик. Целовались,
Плакали
И пели.
Шли в штыки
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама!
Мама!
Я дошла до цели…
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
13 Ученик. Обо всем, что можно назвать романтикой войны, Юлия писала всю жизнь. Вот одно из таких стихотворений:
Я не привыкла,
Чтоб меня жалели,
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку – меня…
Но в этот вечер,
Мирный, зимний, белый,
Припоминать былое не хочу,
И женщиной –
Растерянной, несмелой –
Я припадаю к твоему плечу.
14 Ученик. Приближалась победа! И обиднее всего было умирать в такое время. Но Ю.Друнина выжила и так написала:
О, хмель сорок пятого года,
Безумие первых минут!
Летит по Европе свобода –
Домой каторжане бредут.

Нет комментариев.

Отправка комментария